Урок 15
Материалы
- Аудиозапись
Серия семинаров с Ицхаком Синвани на основе трудов Рава Йегуды Ашлаг.
Глава 5. Ашгаха Творца – открытая и скрытая
Мы говорили о том, что, когда человек достигает Открытого Лица Творца, он получает от Него свидетельство, что больше не будет грешить.
Комментарии от мудрецов о том, что у того, кто раскаивается из чувства трепета, умышленные прегрешения превращаются в неумышленные ошибки
57) Вышеназванное…
Тшува мэ-ир’а, раскаяние из трепета, раскаяние от всего сердца и души, приводит к тому, что человек больше не будет осознанно грешить из-за страха наказания, притягиваемого его прегрешениями. Но он до сих пор находится в системе «Награда / наказание», в сознании Древа Познания добра и зла. Этот этап невозможно перепрыгнуть и сразу начать любить всех. Если ты не понял для самого себя что есть «награда и наказание», ты не можешь быть милосердным по-настоящему. Человек может быть по-настоящему милосердным только тогда, когда он милосерден с людьми не для того, чтобы прощать себя. Прощать других из-за того, что понимает, что сам он не идеальный. Ненастоящее милосердие человек проявляет тогда, когда прощает других из-за того, что окружающие о нём могут плохо подумать, или в надежде, что и его простят, то есть, из-за эгоистичных побуждений. «Не делай другим то, что не нравится тебе». Когда человек очищался и избавился от желания делать плохие вещи, тогда он может быть милосердным. Только тогда – по-настоящему милосердным, когда его милосердие не связано с ним самим.
Обещано, что человек не будет грешить, если он прочувствует боль и страдания от собственного эгоизма.
58) Это объясняет…
…слова мудрецов: «Человек, который раскаивается из страха, заслуживает, чтобы его злые дела (умышленные прегрешения) были обращены в неумышленные ошибки».
Если человек намеренно совершает плохой поступок, им движет эгоизм. Он не видит Наблюдение Творца, не понимает, что будет наказание. Для него единственное наказание – негативная оценка окружающих. И он делает калькуляцию: насколько велико будет удовольствие от того, что будет вести себя эгоистично, или не настолько велико, чтобы навлечь на себя осуждение других. Такой человек не верит в духовный приз или наказание. Это называется «Двойное Сокрытие Лица Творца».
Когда человек достигает «Одинарного Сокрытия Лица Творца», он уже видит, что есть приз и наказание, но из-за того, что ему больно, он иногда ведёт себя эгоистично. Он понимает, что вести себя эгоистично – плохо, но, когда ему плохо, он об этом забывает. Такие негативные поступки считаются неумышленной ошибкой, потому что в целом он верит в то, что есть Система Наблюдения Творца.
59) Поэтому…
… после того, как человек пришёл к раскаянию из трепета и явно видит Ашгаху Творца, аспект Двойного Сокрытия для него полностью исправляется. Он уже понял, что вся та боль, которую он пережил, была из-за того, что он отключился, из-за его эгоизма, и больше не хочет так поступать. Тем самым он отрезает плохие поступки от корня (понимания, что есть только материальный мир). Поэтому считается, что те плохие поступки, которые он сделал тогда, когда был в Двойном Сокрытии Лица Творца, - исправлены. Не полностью. Они считаются неумышленными ошибками.
Когда же человек достигнет тшувы из любви, он не будет жалеть, что вёл себя так. Он поймёт, что даже те негативные вещи, которые он сделал, будучи в сознании Двойного Сокрытия Лица Творца, были на благо. В ту секунду, когда он достиг тшувы от любви, он понимает, что просто не мог вести себя по-другому. Чтобы это понять, нельзя думать линейно, нужно быть в двух местах одновременно. Если ты хочешь быть только в одном месте, ты никогда не поймёшь Каббалу.
«Эхад – Яхид – мэ-Юхад», «Один, Единица, Объединённый». «Эхад» - Борэ, Создатель, - эта сила в единстве, мы не можем разделить её на части: хороший/плохой, время/пространство, милосердие/суд, мудрость/глупость, сладость/горечь. А есть «единица» - каждый из нас – это тоже явление Творца в этом мире. Нельзя судить какой-то отдельный поступок или слово, нужно видеть весь контекст. «Объединённый» - когда мы видим, что все «единицы»: явления или люди – приводят создание к совершенству. Поэтому в этой системе нет ошибок. Но мы, будучи крепко связанными с материальным миром, постоянно судим, чувствуем себя жертвой. Но и не реагировать совсем, быть как растение тоже нельзя. Нельзя реагировать лично: меня обидели, поэтому я уволюсь.
Есть два состояния: добро и зло – и совершенство. Мы не можем стать праведниками сразу.
60) Однако…
…Одинарное Сокрытие Лица Творца не было исправлено тшувой из трепета. Исправление начинается с того момента, когда человек заслужит Раскрытие Лица Творца.
Когда человек находится в Двойном Сокрытии Лица Творца, он ведёт себя эгоистично. Когда он находится в Одинарном Сокрытии, он ведёт себя эгоистично из-за того, что ему больно. Когда он будет в Одинарном Раскрытии Лица Творца, он не будет вести себя эгоистично. Но его ошибки прошлого остались без исправления. Такой человек не считается «цадик гамур», «полным праведником».
Уровень не полностью праведного человека, «бэйнониим» («среднего»)
61) Однако…
…цадиком можно назвать только такого человека, который оправдывает Ашгаху такой, какая она есть. Цадик считает, что Творец относится к своим творениям с абсолютной добротой и совершенством, делится добром и с хорошими, и с плохими. Творец любит всех одинаково. А мы не можем понять, что нет добра и зла. Поэтому нам так тяжело отпускать, делать сопротивление.
Человек считается не полным цадиком, потому что ему нужно исправить своё прошлое.
62) И он также…
Называется «средним», потому что после тшувы из трепета он стал готов заслужить тшуву из любви. В результате теперь человек находится посредине между тшувой из трепета и тшувой из любви, поэтому называется «средним».
Я не верю в то, что можно в один момент достичь просветления. Я уверен, что это – очень долгий процесс. То, что быстро – это от оппонента. Процесс роста всегда идёт то вверх, то вниз. Хочешь расти – будь готов к проверкам, иначе ты нарушаешь закон Хлеба стыда, иначе не будет выбора.
63) Мы этим хорошо…
… объяснили этап осознания Раскрытия Лица, то есть, осознания и ощущения Ашгахи Творца.
Осознание вечной Ашгахи Творца
64) И теперь…
Объясним второй этап осознания Раскрытия Лица Творца, которым является осознание полной, подлинной и вечной Ашгахи Творца. На этом этапе человек знает, что Творец всегда наблюдает за своими творениями и даёт благо и плохим, и хорошим, что Творец никогда не наказывает, а даёт нам то, что необходимо для нашего роста. Если мы не можем это понять, это означает, что у нас до сих пор есть работа – быть подобным Творцу. Это есть наша работа на Земле. Мы об этом забываем.
Рав Ашлаг говорит, что наша работа здесь – быть подобным Творцу. Это означает «убрать Хлеб стыда». Убрать Хлеб стыда – это не работать больше, с утра до ночи. Это не количество, это – качество. Это не сколько денег ты даёшь, это – какое внутреннее изменение ты делаешь. Мудрецы говорят, что признак внутреннего изменения – человек начинает больше любить людей. Это – показатель того, что человек ближе к Творцу, или – дальше от Него. Любишь ли ты людей больше, чем год назад? Это – единственный признак того, что ты правильно делаешь свою духовную работу.
Далее Рав Ашлаг пишет: «…поэтому человек теперь называется полным цадиком, и его тшува происходит из чувства любви. По этой причине его умышленные прегрешения обращаются в добродетель».
Нам нужно понять, что Творец – честный, справедливый, любящий, милосердный – со всеми. Это – наше задание. Мы начинаем это понимать, когда становимся как Он, как будто понимаем, как Он думает. И тогда, оглядываясь назад, видим, что мы вели себя плохо, а Он был с нами милосерден. И эта противоположность даёт нам большую любовь к Нему. Это означает, что «умышленные прегрешения становятся заслугами».
Конечно, это не означает, что сейчас, когда мы находимся на уровне Сокрытия Лица, нам нужно делать больше эгоистичных поступков, чтобы они потом стали заслугами! Но все мы рано или поздно достигнем полного Раскрытия Лица Творца, «мы не оставляем раненых на боле боя». Все достигнут Конца Тикуна.
Рав Ашлаг пишет, что «три первых аспекта: Двойное Сокрытие, Одинарное Сокрытие и видимая Ашгаха в отношении награды и наказания – это всего лишь подготовка, через которую человек достигает четвёртого аспекта, которым является осознание подлинной и вечной Ашгахи…».