Урок 16
Материалы
- Аудиозапись
Серия семинаров с Ицхаком Синвани на основе трудов Рава Йегуды Ашлаг.
Глава 5. Ашгаха Творца – открытая и скрытая
Осознание Его вечной Ашгахи
65) И нам…
Рав Ашлаг пишет, что нужно понять, почему недостаточно остановиться на третьем этапе, тшуве от трепета, недостаточно быть «средним» или «неполным цадиком». Даже само его название говорит о том, что есть незавершённость. Необходимо прийти к тшуве от любви.
Объяснение заповеди «любить Творца»
66) Давайте начнём…
В Крият Шма сказано: «Люби Господа Бога твоего всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем существом своим». Как можно заставить себя полюбить кого-то или что-то? Можно заставить человека, например, есть кошерную еду или заботиться о людях, можно даже заставить человека молиться.
67) Действительно…
Мудрецы сказали, что результат выполнения 612 заповедей будет выполнение 613-й – «Возлюби ближнего своего…». Но если бы это было так, то зачем это давать как заповедь? Слово «заповедь» переводится также как «приказ». Зачем отдавать такой приказ, если это будет выполняться само собой?
Чтобы понять это, нам нужно знать, что означает «любить Творца».
Все качества, созданные в человеке, предназначены для (духовной) работы (ради Творца)
68) Чтобы…
Все черты, которые есть у человека, нужны для того, чтобы делать духовную работу. Все качества даны человеку чтобы служить Творцу. Пророк Шмуэль сказал, что всё, что есть, все люди и все качества должны будут пройти через Тикун, потому что они были созданы, чтобы вернуться к Творцу. Даже оппонент был создан чтобы вернуться к Творцу. Эгоизм был создан чтобы вернуться к Творцу. Большое желание получить тоже должно вернуться к Творцу. Всё, что было создано – для Творца. Мир был создан не для нас, а для Него. Когда мы думаем, что мир был создан для нас, - мы отключаемся от Творца. Когда мы смотрим на мир так, что он был создан для Него – тогда мы можем подключиться. Это – секрет сопротивления. Сопротивление означает: «Я хочу, но не ради себя, а ради Творца». Творец создал нас чтобы дать, наше задание – получить, но получить для Него. Но как правильно получить ради Творца? Вначале нужно быть готовым делиться с людьми.
Для начала нам нужно понять для себя, что правильно, а что неправильно, что есть истина и что есть ложь. Рав Ашлаг объясняет в книге «Свет Мудрости», что у человека есть два вида Тикуна: сладкое/горькое; истина/ложь. У животных же нет Тикуна, им недоступны понятия истины и лжи, а отличить полезное от вредного им помогает врождённый инстинкт. Человеку сложно понять, что можно есть, а что нельзя, что истинно, а что ложно, ему нужно развивать в себе «моральный компас». И это нам очень сложно, потому что тело тянет к себе. И поэтому получить ради Творца означает внутреннюю готовность не получить. Совершая те же действия, человек меняет внутренне состояние на спокойствие: если Творец хочет, чтобы я получил – я получу, а если не хочет – не получу, пока – нет. И на внешнем аспекте это будет выглядеть одинаково. Рав Ашлаг говорит, что есть одна вещь, по которой можно понять, сделал ли по-настоящему сопротивление. В чём секрет благословения? Благословение есть тогда, когда есть рост. Если роста нет – нет благословения.
Сопротивление – очень внутренняя вещь. Никто кроме тебя не знает, отпустил ли ты по-настоящему. Если есть рост, значит, сопротивление было настоящим, и было благословение. Нет роста – не было благословения.
Пока человек не сделал Тикун, его положительные качества используются им для себя, но в конечном итоге он будет использовать их чтобы радовать Творца.
Например, у человека сильные качества лидера. Вначале он использует их для себя, но это качество нужно исправить, что непросто, в процессе Тикуна такой человек приносит вред. Но в конце концов всё это будет «сладко».
Мудрецы говорят, что в начале процесса человек должен сказать: «Мир был создан для меня», потому что всё, что его окружает, помогает ему развивать его наклонности. Более подробно это Рав Ашлаг объясняет в статье «О свободе» в книге «Мудрость Истины». Он пишет, что сообщество создаёт для человека возможности для роста.
Рав Ашлаг пишет, что теперь, когда мы поняли, что все свои способности и качества человек должен использовать ради Творца, - надо понять, что такое «любить Творца». И он объясняет это через объяснение четырёх видов любви между людьми, так как есть четыре вида любви между нами, и четыре вида любви между нами и Творцом.
Глава 6. Жизнь в любви
Четыре мидот (качества) между человеком и его другом
69) Раз уж…
Есть два вида условной любви и два вида безусловной. Почему мужчина любит женщину? Почему мы дружим с определёнными людьми? Потому что они дают нам то, чего у нас нет. Например, человек очень стеснительный, и он дружит с человеком, уверенным в себе.
70) Первое (качество)…
Первый вид условной, корыстной любви начинается с того, что вначале люди вредят друг другу, а потом начинают любить друг друга. Например, два конкурента – сначала они конкурировали, а потом решили делать совместный бизнес.
72) Второе (качество)…
Второй уровень условной любви – люди всегда приносили друг другу пользу.
Первый уровень корыстной любви – человек видит положительные качества любимого, которые проявляются по отношению к нему. Невозможно быть эгоистом и любить человека просто так! Ты должен пройти все этапы любви, прежде чем почувствуешь бескорыстную любовь. Мы любим бескорыстно, например, своих детей, мы радуемся их успехам даже больше, чем своим собственным.
Рав Ашлаг пишет, что этот вид любви – не совершенный, потому что человек не знает, как любимый проявляет себя в отношениях с другими людьми. Может быть, любимый человек ведёт себя по отношению к другим неправильно. Ты не видишь весь процесс, видишь лишь то, что происходит сейчас. Ты видишь, например, что он кричит на кого-то, и ты создаёшь какой-то наратив. А нужно смотреть на долгий срок, не на поверхности, а иначе тебе будет казаться, что он вредит другим, и твоя любовь к нему может закончиться.
73) Второе качество…
Второй вид безусловной любви – видеть все положительные качества любимого, видеть, что он по отношению ко всем ведёт себя правильно, с любовью и заботой. И такой вид любви Рав Ашлаг называет «вечной, абсолютной любовью».
Таким образом, есть два вида любви, которая зависит от чего-либо, и два вида безусловной любви. Эти четыре вида любви есть между людьми и между человеком и Творцом. Это – та лестница, по которой нужно подняться.
Необходимо пройти сначала первый вид любви – мы вредим друг другу. Творец мне вредит: Он меня не слышит, Он мне не помогает, не поддерживает меня. Раз так – я Ему отомщу! Буду делать назло Ему. Когда человек завершил первый уровень любви, он переходит на второй, и третий, и четвёртый. Ты не можешь сразу любить Творца! Ты должен сначала чувствовать, что Он вредит тебе, потом – корыстно понять, что Он никогда тебе не вредил, потом – любить Его не потому, что Он даёт тебе, а потому что ты видишь Его таким, какой Он есть: великолепный, дающий, заботливый, но при этом ты видишь, что в мире царит хаос. Да, тебе хорошо, но то, что происходит вокруг – Творец спит? Он не видит, что происходит? Везде в мире есть конфликты. Если бы могли видеть всё, что происходит в мире, мы не смогли бы жить. Раньше, когда не было ни интернета, ни газет, новости приходили через слухи, и люди жили спокойнее.
Мы понимаем, что есть карма, что нет ошибок, но видя то, что происходит в мире, сложно совместить эти две идеи вместе. Но нужно понять, что всё, что человек проходит в жизни, ему нужно это пройти. Можно понять, но ощущать это тяжело.
В конце концов мы все поймём, что всё было с милосердием к нам. Да, есть Имя Творца карающего, но это только функция Творца. Одна из функций. И люди выполняют свои функции, есть функция убийцы, например. Убийца заслужил эту функцию, он мог бы стать учителем, например. На самом деле, в этом и заключается наш духовный путь. И многие в середине дороги падают, потому что не могут совместить духовное учение и случай из жизни. Говорят, что это не работает. Всё работает! Мы сами попросили пойти по пути материальной жизни к той жизни, которую мы не видим. Но мы не можем терпеть ни секунды до того, как что-то откроется. Нам нужно быть в сознании. Постоянно.
Как жить духовной жизнью? Когда ты проснёшься, нужно быть благодарным и держать эту мысль весь день. Это нелегко. Проснувшись утром испытывать благодарность – легко, это просто привычка. А держать эту мысль в течение всего дня – тяжелее.