Урок 17
Материалы
- Аудиозапись
Серия семинаров с Ицхаком Синвани на основе трудов Рава Йегуды Ашлаг.
Глава 6. Жизнь в любви
Четыре мидот (качества) любви между человеком и божественным присутствием
На прошлой неделе мы говорили о четырёх видах любви между людьми и между людьми и Творцом. Мы говорили также о том, что все черты характера и качества человека были созданы для того, чтобы служить Творцу.
Есть два вида любви корыстной и два вида бескорыстной любви. Однако, невозможно заставить человека полюбить кого-либо или что-либо.
75) Отсюда…
…возникает вопрос: как возможно заслужить первый вид корыстной любви, если речь идёт о бескорыстной любви? Сказано, что «в этом мире нет награды (за выполнение заповедей)». Мудрецы сказали, что награду за заповеди мы получаем не в этом мире. В Грядущем мире. Грядущий мир – это не мир, в который мы попадаем только после смерти, как думают все люди. Грядущий мир и этот мир – оба здесь, на Земле. После смерти человек проходит процесс очищения, который длится год, и потом он готов для реинкарнирования в тело, когда создадутся необходимые для этого условия. Когда будут родители, которые смогут дать ему черты, необходимые для его исправления, и у них будет именно та мысль во время зачатия, которая необходима для воплощения этой души.
Грядущий мир – это духовный мир в материальном мире. В начале духовной работы мы все видим чудеса, потому что мы ещё в детском состоянии, поэтому нам дают награду сразу. Как дают лакомство собачке, когда она выполняет команду. Иначе никто из нас не начал бы делать духовную работу! Но на среднем этапе между началом духовной работы и уровнем цадика есть такое, как будто нам нельзя доверить материальный мир. Потому что он не всегда показывает нам правду. Рав Берг говорил, что Мальхут до сих пор находится над цимцумом. Иногда, когда мы смотрим на внешний аспект жизни праведника, мы не хотим для себя такой жизни. Потому что мы не можем ощущать, что он чувствует внутри, иначе мы бы точно хотели такой жизни! Потому что, хотя очень бурно на внешнем аспекте, внутри – всё спокойно.
Рав Ашлаг спрашивает: как возможно тогда, что мы придём к первому виду любви? То есть, если человек выполняет все 613 заповедей, или 7 заповедей Ноя, или самую важную – «Возлюби ближнего своего как самого себя», в любом случае, он должен пройти через две ступени Ашгахи, Системы Наблюдения Творца. Проходя через Двойное и Одинарное Сокрытие Лица Творца, человек должен заработать Раскрытие Лица Творца. Нам как будто показывают что-то, мы видим, куда идти, а потом всё закрывается. И мы не понимаем, что с нами происходит. Мы не можем не реагировать, иногда не видим смысла, мы блуждаем во тьме как слепые. И хорошо, если у нас есть учитель и духовное окружение. Но при этом мы иногда просим о помощи, но не следуем совету учителя. Если мы хотим поступать по-своему, то нам не поможет ни сообщество, ни учитель.
Все мы обязательно должны пройти этапы Скрытого Лица Творца, это значит, что энергия Творца от нас скрыта. Ты делаешь духовную работу, делаешь, делаешь – но не видишь никакого результата. И как будто чем больше ты делаешь духовную работу, тем меньше у тебя получается. А как только бросаешь духовную работу – сразу всё получается! Рав Ашлаг объясняет, что это один из признаков Скрытого Лица Творца. Человек видит, что у всех, кто обманывает, получается, а у честных не получается.
Проходя через множество инкарнаций, человек накапливает опыт и заслуги. Но каждый раз, воплощаясь в новом теле, он заново проходит уровни Системы Наблюдения Творца, ведь, чтобы активизировать память прошлых жизней, ему необходимо пройти испытания, которые научат его отпускать. Каждый пройдёт то, что ему нужно. Творец даёт каждому из нас именно то, что ему нужно – не больше и не меньше. Этот мир с начала и до конца - под наблюдением Творца. Каждый получает не то, что ему положено, а то, что ему нужно, чтобы и подключиться, и остаться благородным. Чем тяжелее ситуация, которую ты прошёл, тем больше ты получишь.
На иврите есть поговорка, смысл которой приблизительно такой: родитель, который слишком мягок со своим ребёнком, ненавидит его. И есть другая – человек, который стесняется задать вопрос, не может быть учеником, а человек, который слишком жёсткий, не может быть учителем. Нужно искать золотую середину. Иногда сказать «нет», иногда похвалить.
Рав Ашлаг писал, что сила принести пользу и сила нанести вред одинаковы в каждом человеке. Поэтому сказано, что у праведника гораздо больше дурных наклонностей, чем у других. У него эгоизм, то есть желание получить для себя больше, чем у других. Гораздо больше! Но у них плотный масах, они способны сделать сильное сопротивление, потому что хотят получить не на короткий, а на долгий срок. Поэтому они не потакают своим эгоистическим инстинктам.
Желание получить – это материал, из которого сделан человек. Чем больше он хочет получить для себя, тем больше пользы он может принести. А если у человека маленькое желание, то он может меньше и отдать. Ты можешь быть или большим цадиком, или маленьким. Быть маленьким цадиком – тоже хорошо! Ты будешь цадиком относительно своего желания получать. Из-за того, что у Рава Берга было огромное желание, и все этапы, через которые он прошёл в жизни, подготовили его к тому, чтобы он стал тем, кем стал. Рав стал равином, политиком, бизнесменом, и поэтому именно ему дали возможность распространить мудрость Каббалы.
Поэтому невозможно не пройти путь четырёх видов любви, четырёх этапов Ашгахи Творца. Если ты в предыдущей инкарнации что-то не закончил, ты пойдёшь по этому пути ещё раз. Рав Ашлаг объясняет, что благодаря прошлым жизням у тебя будет какое-то внутреннее понимание, внутреннее убеждение. Помните, как вы сидели на курсе «Сила Каббалы -1» и согласно кивали? Все те вещи, которые вы слушали, были в вас на уровне потенциала. Все понимали, что нужно делать сопротивление, что нужно быть дающим, но силы на это у нас не было.
Надо понимать, что это не заслуга. На иврите слово «заслуга» («зхут») и слово «чистота» («закут») – однокоренные. «Стекло» на иврите – «зхухит» от слова «цах» - «прозрачный». Быть чистым означает иметь заслугу. Как мы очищаемся? Когда мы проходим через неприятную ситуацию, мы верим, нужна вера, уверенность в том, что Творец добрый. А в такие моменты это тяжело. Потому что выглядит так, как будто Он – капризный, Он -садист. Он как будто наслаждается, когда нам плохо! Он хочет, чтобы мы мучались, жили аскетично. Ведь большинство людей разных религиозных конфессий считают, что чем больше человек страдает, тем он ближе к Творцу. Глубоко внутри у нас богатство и духовность не объединяются вместе. Внутри нас есть конфликт: ты не можешь быть богатым и духовным. Ты должен быть бедным и духовным! Потому что мы видим, что соединения с Творцом достигли те, кто страдали, соблюдали аскезу. Но Моисей был умным, богатым и был царём. Умным – то есть духовным, мудрым. У него была мудрость, богатство и контроль. Это – модель. Рав Ашлаг был очень бедным потому, что ему это нужно было. Ему было нужно сконцентрироваться на написании книг, а не тратить время на деньги. Богатый и духовный человек посвящает много времени тому, как помочь другим людям. При этом Рав Ашлаг был самым богатым, самым счастливым человеком, и мы моли бы это увидеть, если бы подключились к его внутреннему миру.
Рав Ашлаг пишет: «…занятие Торой и духовной работой в целом посредством свободы воли происходит в основном во время Сокрытия Лица Творца». Свобода воли у нас есть только тогда, когда от нас скрыто Лицо Творца. Рав говорил, что настанет такое время, когда будет очередь из желающих приобрести Зоар. Сейчас мы предлагаем Зоар бесплатно, а люди не хотят его получить, потому что пока не понимают его ценность.
На Курсе «Сила Каббалы – 1» до восьмого урока всё логично. Но вот когда доходим до темы «Буквы иврита» - начинаются сложности. Тяжело объяснить человеку, у которого нет знаний по Каббале, что буквы иврита – самые тонкие сосуды из Бесконечности, это память о том состоянии, которое у нас было в духовных мирах.
Рав Ашлаг пишет: «…как можно представить себе, что можно достичь второго качества любви, которая зависит от чего-либо, - а это значит, что с самого начала и по сей день любимый человек в изобилии оказывал сказочные одолжения и не принёс и тени зла, - не говоря уже о достижении третьего и четвёртого качеств?». То есть, с одной стороны, это – корыстная любовь, но, с другой стороны, ты ощущаешь, что Творец всегда давал тебе самое лучшее.
Можете ли вы сказать, что у вас к Творцу никогда не было претензий или жалоб? Рав Ашлаг в различных статьях объясняет, что есть два состояния: первое – во время создавания сосуда; второе – состояние сосуда. Процесс создания человека идеален. Есть желание совокупляться у родителей, есть все необходимые условия для роста и питания плода, у плода есть сила пройти родовые пути и у всех органов новорождённого есть сила перестроиться буквально за несколько секунд. Всё это – чудо! Но тут заканчивается первый процесс и начинается второй, противоположный. Как заработать на жизнь? Это тяжело. И как будто тут Творца нет. В процессе мироздания Творец есть, а в процессе содержания жизни Его нет. Он – не честный. Он мне не помогает. Он не делает то, что я хочу. И эти две противоположные реальности у нас в голове постоянно. В мироздании Ашгаха есть, а в жизни человека – нет. В жизни полный хаос, нечестные счастливы и богаты, а духовные – бедные и несчастные. Когда-нибудь мы достигнем такого состояния, что поймём, что Творец всегда давал нам то, что нам нужно. Сейчас нам это понять и принять тяжело. Тяжело не тогда, когда что-то случается в жизни. Тяжело, когда это случается со мной.
Толкование слов наших мудрецов: «Ты увидишь свой мир при жизни своей…»
76) Мы…
…действительно, погрузились очень глубоко, пишет Рав Ашлаг, и вынырнуть должны по меньшей мере с драгоценной жемчужиной.
В Талмуде в Трактате Брахот сказано, что мудрецы благословляли друг друга, говоря так: «Определённо, ты должен увидеть свой мир при жизни своей! И суждена тебе жизнь в мире Грядущем… и ускоришь ты шаг, чтобы слышать слова Атик Йомина (Ветхого днями)!».
Почему сказано «увидишь», но не сказано «получишь»? Только увидишь? Но не получишь? Это как будто дразнит тебя. Надо понимать, что на самом деле мы не можем видеть духовные вещи. Недавно мы говорили о том, что значит «служить» и «изучать». Когда человек изучает самостоятельно, он будет всё трактовать исходя из своих умственных способностей и жизненного опыта. Он будет всё фильтровать через свою собственную призму. Мы же понимаем, что у ангелов, например, нет образа. Они «не выглядят» так-то или так-то. То, что мы видим в медитации, на самом деле не так выглядит.
77) Во-первых…
Мы не можем глазами видеть духовные сущности. И даже внутренними глазами не можем видеть. То, что мы «видим», - это то, что транслирует наш мозг, исходя из того, что мы видели в жизни. Конечно, невозможно видеть физическими глазами духовное, и, конечно, Творец не будет менять порядок мироздания.
Надо понимать, что всё, что создал Творец от начала мироздания до того, что происходит сейчас, - это бесконечный процесс мироздания. Каждую секунду идёт процесс мироздания! Всё, что происходит в жизни, даже самые ужасные вещи, - от Творца. Всё от Творца! Если мы так не считаем, то у нас как будто есть два Бога.
Все законы, установленные Творцом в начале мироздания, направлены на то, чтобы дать возможность человеку оставаться единым с Ним, ибо сказано: «Всё сделал Господь ради себя».
В связи с изречением мудрецов о том, что душа создана для того, чтобы дать клятву: «В глазах своих ты должен быть «злодеем» (раша)»
78) Должен сказать вам…
…что такое «видение» приходит к человеку через «открытие глаз» на святую Тору. Как написано в Теилим: «Открой глаза мои, чтобы я увидел чудесное из Торы Твоей». Вот почему в Трактате Нидда написано, что прежде, чем вселиться в тело, душа обязана дать клятву, что даже если весь мир скажет тебе, что ты цадик, ты должен «в глазах своих» быть раша. То есть, пока ты не заслужил «открытия глаз» на Тору, тебе следует считать себя злодеем.
Иногда люди спрашивают: Тора – это код или биография праотцов и Моисея? Конечно, Тора – это код, который раскрывается, когда человек заслуживает «открытия глаз». Но Тора – это и история Авраама, Ицхака и Иакова, которая может показать определённые внутренние аспекты. Истории – это только внешний аспект.
Таким образом, пишет Рав Ашлаг, «становится ясным, почему слова «ты увидишь свой мир собственными глазами» были поставлены в начало благословений: потому что до этого человек не заслуживает даже уровня «не полного цадика».
79) Действительно…
… нужно понимать, почему, если человек выполняет все заповеди Торы, и все люди в мире считают его цадиком, - он должен считать себя «злодеем». Если он ещё не достиг «открытия глаз» на Тору, что позволило бы ему увидеть свой мир ещё при жизни, и он должен считать себя «злодеем», - это очень необычно, пишет Рав Ашлаг. Далее в книге даётся этому объяснение, которое мы изучим на следующем уроке.