Урок 19
Материалы
- Аудиозапись
Серия семинаров с Ицхаком Синвани на основе трудов Рава Йегуды Ашлаг.
Глава 6. Жизнь в любви
Этапы Раскрытия Лица и дарга (уровень) человека, которому даровано «открытие глаз» на Тору
83. Первый…
…уровень Открытого Лица Творца, первый уровень Открытой Ашгахи, - это понимание, что есть награда и наказание, что во всём есть порядок. Человеку на таком уровне открывают глаза на Тору, и он становится подобным Источнику (по словам Рава Меира). И через каждую заповедь, выполненную им своим трудом благодаря своей воле, он заслуживает видеть награду, ждущую его в Мире Грядущем. Благодаря своей воле – потому что во время Сокрытия Лица Творца у человека есть свобода воли. Когда человек уже находится в состоянии Раскрытия Лица Творца, у него уже меньше свободы воли. Выбор у человека есть всегда, но на более высоких уровнях этот выбор касается окружения. Любой человек может упасть, ведь иногда сложно сопротивляться желаниям тела, влекомым глазами. В Талмуде написано, что нет защиты от соблазна, в основном это касается сексуально влечения.
Таким же образом, человек на этом уровне способен видеть «великий ущерб, который сопутствует прегрешению», то есть, эгоистичным поступкам, совершённым им ранее.
84. И даже…
…несмотря на то, что он пока не получил награды, потому что «в этом мире нет награды за выполнение заповедей», он чувствует огромное наслаждение.
Награда за мицвот – это, конечно же, не материальные блага. Это определённый вид наполнения, которым невозможно полностью наслаждаться при жизни, потому что тело всегда ограничивает. Человек такого уровня видит и чувствует больше, нежели те, кто находятся на более низких уровнях, но, в любом случае, он не видит и не ощущает всё. Поэтому сказано, что нет награды за мицвот в этом мире. Пока у тела есть сила разделять нас с другими людьми и с Творцом, мы не можем ощущать награду полностью. До Конца Тикун разделение между нами и между нами и Творцом будет, это необходимо.
Открытого Лица Творца человеку достаточно для того, чтобы наслаждаться от совершения хороших поступков. Потому что «то, что только должно быть собрано, можно считать уже полученным». Как предприниматель, который заключил большую сделку, заработал большую сумму, хотя деньги пока не у него. Но он счастлив, потому что уверен в том, что деньги окажутся у него.
85. Конечно…
…очевидная Ашгаха, уверенность в надёжности Творца дают человеку наслаждение от добрых дел и страх совершить эгоистичный поступок. Это не только из-за того, что человек понимает больше.
Есть два вида наслаждения от выполнения мицвот. Первый – когда человек понимает, что его действия в этом мире добавляют в духовных мирах. Рав Ашлаг в Части 5 Изучения десяти сфирот объясняет термин «очищение масаха». Очищение масаха происходит либо когда желание получить уменьшается, снизу вверх, либо, когда желание получить увеличивается, сверху вниз. И хотя очищение масаха происходит в Теле (Гуф) структуры, очищение происходит также и в Голове (Рош), несмотря на то что в Голове структуры нет очищения масаха. То есть, нижняя структура влияет на верхнюю. Это очень красиво! Когда человек понимает, что его маленькие движения влияют на Бесконечность. Ари пишет, что действия людей во время потопа Ноя и строительства Вавилонской башни изгнали Шхину до седьмого Неба. Авраам начал притягивать Шхину обратно, и она вернулась, когда был построен Храм. После разрушения второго Храма Шхина снова находится в изгнании.
Таким образом, человек получает наслаждение от совершения хороших поступков из-за того, что знает, как мир работает. А второй вид наслаждения – из-за того, что человек понимает, что Наблюдатель надёжный, значит, Он даст ему больше за выполнение заповедей или меньше – за их нарушение. Человек, которому «открыли глаза» на Тору радуется, потому что видит, что есть результат.
Есть «дин», и есть «даян», есть закон, и есть судья. Я понимаю, что Небесный судья накажет человека, сделавшего мне плохо, гораздо сильнее, чем мог бы я. Поэтому если у меня есть любовь к этому человеку, то я его наказываю, а если нет – то пусть Творец им занимается, и это хуже для него.
85. Конечно…
…такой вид Ашгахи свидетельствует, что начиная с этого момента и далее человек будет следовать Торе и заповедям «всем своим сердцем, душой и существом» и убегать как от огня от совершения негативных поступков. И хотя он пока не достиг уровня тшувы от любви, слияние с Творцом, следование Торе и заповедям поможет ему достичь тшувы от любви, что является вторым уровнем Раскрытия Лица Творца. И тогда он сможет соблюдать все 613 заповедей и стать «полным цадиком».
Я рекомендую вам читать пройденный материал несколько раз, потому что в этой книге Рав Ашлаг раскрывает очень много. Я считаю, что эту книгу нужно знать наизусть. Эта книга и книга «Мудрость Истины» - это основа всей мудрости Каббалы. Без них невозможно понять систему Каббалы. Без них это становится догмой, религией. Без них человек может возомнить себя «спецназом», членом «особого подразделения». Но один спецназ не может победить в войне, нужны и обычные войска.
Ещё о высказывании мудрецов относительно принятия душой клятвы
86. Теперь…
Рав Ашлаг возвращается к объяснению клятвы, которую душа даёт перед воплощением в теле: считать себя раша, даже если весь мир будет считать тебя цадиком. Но ведь мы лучше знаем, кто мы есть. Вы видите меня в гораздо лучшем свете, чем я сам себя вижу. Потому что вы видите только мои действия и слова, а я вижу свои намерения, знаю свои мысли.
В Талмуде написано: «Человеку следует знать, цадик ли он». Это означает, что есть обязательство стать праведником. И даже если человек считает себя праведником, ему не следует в это верить. Даже если он молится каждый день, даёт пожертвования, помогает бедным, не говорит злословия – это не является критерием для того, чтобы считать его цадиком.
Любовь и трепет приходят только после полного божественного осознания (полного понимания Творца)
87. Действительно…
Пока человек не заслужил «открытия глаз» на Тору, он не может считать себя праведником. Потому что он до сих пор чувствует, что его трепет перед Творцом и любовь к Творцу пока не совершенны. Это не только трепет и любовь к Творцу, но и к людям. Он пока не достиг любви ко всем, как Творец любит всех.
Если каждый из нас задаст себе этот вопрос, он поймёт, где он находится. Все мы очень далеко от цели.
Даже полное достижение уровня трепета практически невозможно без понимания Ашгахи Творца в аспекте награды и наказания, что является одинарным Раскрытием Лица Творца или «открытием глаз» на Тору. А работа по переходу на второй уровень Раскрытия Лица Творца даже тяжелее.
Работа человека на уровне «неполный цадик», направленная на достижение уровня «полный цадик» - тяжелее. А работа на уровне «полный цадик» - ещё тяжелее. У человека на уровне «полный злодей» меньше работы, чем у праведника. Рав Ашлаг вообще не мог отдохнуть. Говорят, что цадиким после смерти тоже работают, даже больше. Как они жили здесь, так они живут и там. А те, кто здесь сидели на пляже и пили «Маргариту», также и там сидят на пляже и пьют «Маргариту». Некоторые сказали бы, что это неплохо. Нет, это очень плохо! Здесь они не видели, поэтому сидели на пляже и пили «Маргариту», а там – видят. Там у всех «открытые глаза», поэтому и жалко, и стыдно за то, что ты сделал или не сделал при жизни. Но вынужден сидеть на пляже… Это и есть ад.
88. Соответственно…
Клятву душа даёт потому, что мицвот о любви и трепете каждому человеку даны лично, и никто не может их знать. Многие люди считают человека цадиком, если он выполнил все 611 заповедей, и полагают, что он достиг уровня любви. Но только сам человек знает, полностью ли он праведен.
Чем больше человек знает и делает, тем более скромным он должен быть. И Ари, и Рав Ашлаг не понимали, чем они заслужили делать эту работу. Аарона назначили первосвященником, потому что он был скромен. В главе Насо все колена Израэлевы принесли жертвы, кроме колена Леви, и Аарон переживал из-за того, что считал себя недостойным такой чести из-за участия в грехе Золотого тельца. Но уже в начале следующей главы, Беаалотха, Творец доверил Аарону зажигание меноры. Знай, что, если все получили, а ты – нет, значит, Творец хочет дать тебе больше! Не сомневайся, Он надёжный! А мы иногда боимся и идём на компромисс получить меньше. Мы иногда не готовы ждать. Сколько нужно ждать? – До Конца Тикуна! Я готов ждать до Конца Тикуна, я не хочу ограничивать Творца!
Человеку свойственно верить комплиментам. Если все говорят, что я - цадик, может быть, я действительно цадик? Поэтому душа даёт клятву не считать себя цадиком, и Дай Бог, эта клятва нам будет помогать!
89. Кроме того..
Как можно заслужить хотя бы первый уровень любви, ведь сказано, что нет награды за мицву в этом мире? Поэтому мудрецы благословляли друга увидеть мир Грядущий при жизни. Ты «увидишь» свой мир при жизни, но придёшь к нему в мире Грядущем.
Потому что если ты будешь получать награду в этом мире, то тебе будет тяжело делать всё бескорыстно. Есть награда в этом мире? – Может быть. Но ты должен считать, что нет. Но ты увидишь её, а получишь тогда, когда нужно. Но она – твоя! Точно! Иди работай!
Всё, о чём мы сейчас говорим, - касается идеального мира. Рав Ашлаг пишет, что есть законы для праведников, а есть законы для обычных людей. Законы Торы могут соблюдать все, а праведники выбирают для себя более жёсткие законы.
Рав Ашлаг пишет: «…чтобы видеть, знать и чувствовать награду, которая суждена человеку в мире Грядущем, он должен знать об этом точно и ясно ещё при жизни». Это достигается через красоту Торы, то есть, знание, что есть Система. Как можно не влюбиться в эту Систему? Да, пока ещё корыстно, но ты уже выходишь из Скрытого Лица Творца.