Урок 20
Материалы
- Аудиозапись
Серия семинаров с Ицхаком Синвани на основе трудов Рава Йегуды Ашлаг.
Глава 6. Жизнь в любви
На прошлом уроке мы изучали, как Рав Ашлаг объясняет слова мудрецов «Ты увидишь свой мир при жизни, но придёшь к нему в мире Грядущем». Потому что «нет награды за мицвот в этом мире». Наша цель – не ожидать, что будет хорошо или плохо. Наша цель – быть бескорыстными с Творцом и поэтому – с людьми. Наша цель – прийти к «лишма».
Уровни любви и трепета в цадике гамур («полном праведнике») и в цадике шеэйно гамур («не полном праведнике»)
90. И с этого момента…
Благодаря своим усилиям в Торе и заповедях из корыстной любви, пониманию, что получит награду в Грядущем мире, человек продолжает свой путь и заслуживает второго уровня Раскрытия Лица Творца – вечной Ашгахи. Так как человек понимает, что Творец – надёжный, тот результат, который будет в будущем, уже есть сейчас. Он уже пришёл к выводу, что есть Создатель, и Он добрый, и Он постоянно даёт, человек уже держит такое сознание постоянно, он уже видит Лицо Творца постоянно. И тогда Лицо Творца открывается всё больше и больше. Поэтому мудрецы говорят, что нужно постоянно представлять перед собой ЙКВК. Ты должен постоянно представлять Имя Бога перед собой.
Когда человек отворачивается от Творца, то он не видит, что Он ему даёт. Духовный путь требует очень много усилий. В середине пути к тебе приходят как будто испытания, чем больше ты хочешь, тем больше испытаний. Потому что мы попросили быть Творцом. Ты хочешь быть Творцом? – Ну вот! Почувствуй, как Он чувствует! Как Он видит нас! Он видит нас идеальными, а мы – такие маленькие, у нас такие маленькие желания! Нам нужно иметь такое же терпение, какое есть у Творца. Нам нужно смотреть на все Его творения как Он смотрит!
Человек на уровне «цадик шеэйно гамур» получает бескорыстную любовь, и его умышленные плохие поступки становятся заслугами. И с этого момента он становится «цадиком гамур», полным праведником.
Когда мы увидим, что, несмотря на наши плохие поступки Творец был добр с нами постоянно, наша любовь к Нему будет укрепляться. Бескорыстная любовь – я люблю человека не из-за того, что он мне даёт, а из-за его качеств. Он великий, поэтому я его люблю. Когда мы увидим, что Творец был добр с нами даже тогда, когда мы от Него отворачивались, Его величие становится для нас зримо. Рав Ашлаг говорит, что цель творения – раскрыть Имена Бога. Имена Бога – это Его величие, «гадоль» - синоним сфиры Хесед.
Второй уровень Раскрытия Лица Творца даёт человеку сам Творец после того, как человек приложил усилия. В любом случае нам даёт Творец, чтобы мы не думали, что сами это заслужили. Творец открывается нам, как будто Он был не таким ярким – и вдруг: «Вот Я!».
Цадик гамур может выполнить все 613 заповедей Торы с любовью и трепетом.
91. Таким образом…
Человеку, который заслуживает третьего признака Ашгахи (в аспекте награды и наказания), сам Творец свидетельствует, что он больше не свернёт с правильного пути. Но тем не менее, этот уровень называется «не полным праведником». Теперь мы понимаем, пишет Рав Ашлаг, что это так, потому что такому человеку не хватает одной мицвы, то есть Заповеди о любви. Такой человек всё ещё не достиг числа 613 заповедей, которые сами по себе являются первым шагом на пути к совершенству.
92. И во всём…
Невозможно заставить человека любить. Можно заставить человека трудиться над выполнением заповедей, и тогда его глаза откроются, и он полюбит Творца, потому что, если ты видишь Его доброту и величие, невозможно не любить Его!
Заповедь, приказ – это «сделай усилие!» Хочешь быть мудрецом – сделай усилие! Читайте книгу Рамхаля «Путь праведника», там всё написано, как ты можешь стать праведником, как получить Руах аКодеш, Божественное вдохновение. Хочешь быть праведником – просто выполни инструкции, но они – серьёзные! Очень серьёзные. Они требуют внутренних усилий, постоянной концентрации на цели. Выберите один день в месяц чтобы посвятить его Творцу. Один день – с момента пробуждения – служить Ему, думать только о Творце. Не можете целый день – начните с одного часа. В течение часа думайте только о Творце. Даже в течение часа думать только о Творце нелегко. А смотреть сериал час – легко! А есть люди, которые могут думать о Творце целый день, потому что у них было желание. Желание мудрости – это самое большое желание. Потому что ты получаешь самое большое удовольствие. А мы думаем, что еда, секс, одежда, уважение, имущество – большие желания. Нет, это маленькие желания. Желание мудрости – самое большое желание!
Думать о Творце – значит заботиться о людях вокруг, думать об их тикуне.
Рав Ашлаг пишет: «А теперь вы поймёте и увидите, от чего наши мудрецы предостерегали нас: «Я трудился и не нашёл – не верь!», а также: «Человек должен всегда заниматься Торой и заповедями «ло лишма», потому что от занятий «ло лишма» он придёт к занятиям «лишма». И именно об этом сказано: «ищущие Меня найдут Меня» (Мишлей)».
Глава 7. Жизнь с неограниченными возможностями
Ещё о словах мудрецов: «Трудился и нашёл – верь! Не трудился и нашёл – не верь!»
93. И это…
Слова Рава Ицхака: «Если человек говорит вам: «Трудился и не нашёл» – не верь! «Не трудился, но нашёл» - не верь! «Трудился и нашёл» - поверь!». Эти слова подразумевают занятие Торой и заповедями.
Рав Ашлаг пишет, что фраза «трудился и нашёл» кажется противоречивой. Потому что «труд» подразумевает получение по результатам труда, а «нахождение» - то, что получают не за какие-либо усилия, а ненамеренно. Тогда надо было бы сказать: «Трудился и получил».
«Нашёл» относится к словам «ищущие Меня найдут Меня». Это значит, что мы найдём Его только в Торе. То есть, через занятия Торой мы можем заслужить Раскрытие Лица Творца, Ашгахи. Итак, «трудился» - это занятия Торой, «нашёл» - это нахождение Лица Творца.
«Найти Лицо Творца» - это не получить знания. Можно прочитать все книги, знать все законы, но это не означает, что ты нашёл Его. Если ты всё знаешь, но у тебя до сих пор есть ненависть в сердце, тогда ты не нашёл Его.
Рав Брандвайн писал, что есть религиозные люди, которые осуждают светских. Во всех религиях люди, которые соблюдают все законы, считают себя лучше тех, кто не соблюдают. Но это не означает, что им нужно прекратить следование религиозным законам, потому что от «ло лишма» мы приходим к «лишма».
Рав Ашлаг пишет, что мудрецы не сказали: «Трудился и заслужил», или «Трудился и купил», потому что в таком случае мы бы подумали, что можно заслужить или купить знание Торы. «Нашёл» - это есть Открытое Лицо Творца. Ты Его нашёл, и надо понять, что это приходит внезапно. Вдруг Он тебе открывается. Никто не может тебе сказать: сделай так и так, и Он тебе откроется. Это всегда происходит, когда ты не ожидаешь. Даже когда ты что-то преодолел, это не придёт сразу. Иначе все были бы цадиким уже!
94. И теперь…
Кто мог бы подумать, что можно заслужить Тору без труда? Даже заслужить знания, которые есть в Торе, тоже трудно.
Рав Ашлаг как-то рассказал притчу о царе, который расставил стражников на пути в свой дворец. Стражники не пропускали тех, кто хотел пройти, и с каждым «блокпостом» желающих дойти до царя становилось всё меньше. И лишь один из тысячи доходит до царя. Так и на духовном пути. Один из тысячи становится праведником. Наша цель обычно – чтобы было комфортнее: найти решение для одиночества, которое я чувствую, найти решение проблем со здоровьем, проблем с деньгами, статусом и т.п. Я достиг этого, и мне достаточно, я не хочу трудиться больше.
Хочу поделиться с вами: я желаю себе никогда не останавливаться, хотя иногда думаю: Творец, что ты ещё хочешь от меня? Я уже и так делаю много, многого достиг!
«Ищущие Меня найдут Меня!» - нужно искать Его, делать усилия! Знаете, когда мы найдём Творца? – Когда ищем Его в самой трудной ситуации вместо того, чтобы жаловаться. Потому что Он там есть, и Он хочет дать тебе добро. Он хочет доказать тебе, что даже в этой сложной ситуации Он есть. Мы получаем то, что нам нужно. Творец не наказывает. Раби Акива, когда римляне сняли с него кожу, не считал это наказанием. Рав как-то сказал, что Раби Акива чувствовал боль только в первый момент и сказал: «Слава Богу, Творец, Ты здесь!», и после этого он уже не был там, Илья-пророк его забрал, и там лежало другое тело. Но Раби Акива был готов вынести всю пытку до самого конца. Всё – в нашей голове. Ты можешь либо бояться, либо расслабиться. В тот момент, когда не можешь больше терпеть, нужно нажать на паузу, сделать сопротивление. Рав Ашлаг говорит, что труд необходим. Если ты работаешь, ты найдёшь!
Причина, по которой Тору называют «Хаим» (Жизнью)
95. А теперь…
…вы поймёте, почему Тору называют «Жизнью», - пишет Рав Ашлаг. Ибо сказано: «Смотри, предложил Я тебе сегодня жизнь и добро… Выбери жизнь…», потому что «они – жизнь для того, кто нашёл их». В Мишлей написано: «в свете лика царя – жизнь». Творец – это Источник жизни и добра, поэтому жизнь течёт к тем ветвям, которые тянутся к своему источнику. Михаэль Берг сказал как-то, что «Тора – это Древо Жизни для тех, кто за него держится». Как крепко держится за спасительную верёвку тот, кто висит над пропастью.
Из-за нашего окружения мы привыкли жить очень плоско. Мы хотим очень мало от жизни. Это есть ад, когда только после смерти мы понимаем, что пропустили всё, пропустили главное. Нашли уважение, имущество…
Те, кто держатся за Тору, кто трудился и нашёл Открытое Лицо Творца, получат «открытие глаз» на Тору и осознание вечной Ашгахи, что означает понимание, что Творец добр и даёт всем только
добро.
96. И те…
…кто это заслужил, уже не могут остановиться и не соблюдать заповеди… Надо понять, что для нас заповеди – это заботиться о людях. И это самое тяжёлое. Молиться час несложно, медитировать час на Имя Творца тоже не слишком тяжело. Тяжело, когда ты работе час видишь, что Творец с тобой разговаривает через сотрудника, который говорит тебе нелицеприятные вещи, когда начальник от тебя требует невозможного… Или, когда дети требуют от тебя внимания, или муж… Это – не они, это – Творец, который с тобой общается через них. Потому что Он находится везде, во всём.
Те, кто достиг такого уровня сознания, уже не могут не соблюдать заповеди подобно тому, кто не может отказаться от великого наслаждения, и они бегут от греха как от огня. Именно о них сказано: «а вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы вы все ныне». Потому что они чувствуют любовь Творца, которая приходит к ним «по тем естественным каналам, которые были уготованы для каждого человека самой природой мироздания». Теперь ветвь соединена со своим корнем, «а жизнь в неиссякаемом изобилии даруется ей из её источника». Поэтому Тору называют Жизнью.
То есть, мы находимся «мимо». Мы не отключаемся от Творца полностью, потому что тогда мы бы не были живы, но наши каналы не имеют правильного соединения, они забиты, поэтому мы не получаем энергию жизни.