Выбери жизнь

Урок 22

Урок 22
По подписке Материалы, отмеченные таким значком, доступны по подписке, но иногда их можно купить отдельно.

Материалы

  • Аудиозапись

Серия семинаров с Ицхаком Синвани на основе трудов Рава Йегуды Ашлаг.

Глава 7. Жизнь с неограниченными возможностями 

Пути любви через обилие благ и любви через страдания 

104) То… 

…что мы узнали ранее: нет награды за мицвот в этом мире. Если человек хочет стать богаче и ради этого выполняет заповеди, - так не бывает. Хочешь стать богаче – работай! Нужно разделить финансовое состояние от выполнения мицвот. Иначе человек никогда не будет делать что-либо бескорыстно, будет постоянно ожидать каких-то материальных наград за свою духовную работу. Смысл мицвот – отключиться от ожиданий. Потому что любовь бескорыстна. 

Награды за мицвот в этом мире нет, но есть понимание достижения награды в этом мире через «открытие глаз» на Тору. Когда глаза человека открываются к Торе, он ясно видит, что есть Создатель, есть причина и следствие, считается, что он получил награду за мицву сразу. 

Надо постоянно помнить четыре уровня любви и четыре уровня Ашгахи Творца. Без этого мы не поймём то, что хочет нам передать Рав Ашлаг. 

Первый уровень любви: когда люди вредили друг другу, а потом стали приносить пользу друг другу. Эта любовь отменяет те плохие чувства, которые у них были раньше. «Любовь покрывает все грехи». Человек начинает любить Творца, его «глаза открываются» к Торе, и он выходит из «Одинарного Сокрытия Лица Творца». 

105) Действительно… 

… теперь человек видит, что всё, что с ним происходит – во благо. Но те страдания, которые он перенёс в прошлом, видятся ему как незаслуженные, у него до сих пор есть небольшие сомнения. 

Когда у нас в жизни происходит что-то хорошее, мы беспокоимся, что это закончится, как будто у нас есть память о том, что хорошие вещи не продолжаются долго. 

Необходимо понять, как можно заслужить любовь к Творцу. То есть почувствовать, что Творец всегда «творил великие и удивительно добрые дела» для него с самого момента рождения. Это есть второй уровень корыстной любви. 

 

Объяснение превращения злых деяний в заслуги посредством тшувы из любви 

106) Чтобы понять это… 

Когда человек видит, что Творец творил для него только добро, раскаивается в своих негативных поступках, делает тшуву из любви. Мудрецы говорят, что тогда Творец превращает все его прегрешения, даже умышленные, в заслуги («зхуёт»), в мицвот. 

107) И поэтому… 

… человек радуется всей той боли и страданиям, через которые он прошёл. Потому что все его негативные поступки, совершённые в прошлом, были обусловлены Двойным и Одинарным Сокрытием Лица Творца. Теперь же его умышленные прегрешения стали мицвот. «И причина этому – просветление Лика Творца, удивляющего чудесами», - пишет Рав Ашлаг. 

Все печали и неприятности, перенесённые человеком в прошлом, все негативные поступки, которые он совершил, будучи в Двойном или Одинарном Сокрытии Лица Творца, становятся подготовкой к выполнению мицвот. И так он получает великую награду навсегда. И поэтому «вся прошлая мука становится для него великой радостью, всякое (прошлое) зло (превращается) в удивительное благо», - пишет Рав Ашлаг. 

Это очень удивительно: горе превращается в радость. Это нас толкает быть «большим». Лучше быть большим грешником, чем маленьким цадиком. Поэтому Рав и Карен всегда любили ярких людей, потому что они не боятся совершать ошибки. Мы очень боимся совершить ошибку: что о нас скажут люди? Религиозные люди боятся совершить ошибку из-за наказания в Грядущем мире. 

108) Это перекликается с … 

… известной многим историей об израильтянине, который работал у хозяина, который его очень любил. Когда хозяин уехал, его заместитель пять раз прилюдно ударил его, желая унизить посильнее. Когда хозяин вернулся и узнал о происшедшем, он дал израильтянину по тысяче монет за каждый удар. Придя домой, тот начал плакать: почему заместитель не ударил меня хотя бы раз десять? 

109) И отсюда вы узнали… 

Когда мы увидим, что наши прегрешения превратились в заслуги, мы заплачем, что не старались в десять раз больше. У богатых людей есть больше желания, и они стараются больше. И, хотя они могут вести себя нечестно, это показывает, что есть желание. Это их материал. С этим можно работать. 

Когда человек заслуживает прощение своих грехов, он видит, что Творец никогда не причинял ему зло, и он начинает любить Его. Это есть второй уровень любви. Таким образом, тшува от любви и трансформация намеренных прегрешений в заслуги приходят вместе, словно одно целое. 

Когда мы понимаем, что в то время, когда мы совершали плохие поступки, Творец любил нас даже больше, мы начинаем Его любить всё больше. Когда мы видим, что даже тогда, когда мы намеренно совершали зло, Он любил нас и был с нами бескорыстен, наша любовь к Нему увеличивается. 

Это означает, что человек никогда не может отдохнуть, не может сказать, что мне достаточно того уровня, которого я достиг: «Эту главу я уже знаю, эту книгу я уже знаю». Я эту книгу Рава Ашлага каждый раз читаю как в первый раз, каждый раз открываются всё новые и новые секреты. Здесь Рав Ашлаг раскрыл духовные секреты миров Асия, Йецира, Брия и Ацилут. Представьте себе, что, когда Рав Ашлаг писал эту книгу, он уже завершил комментарии к Талмуду десяти сфирот! В каждое слово этой книги он вложил всё, что знал. «Выбери Жизнь» - краткое содержание Изучения десяти сфирот. В комментариях к Изучению десяти сфирот Рав Ашлаг изложил структуру, а в этой книге дал духовную составляющую миров. Чтобы это понять нужно стараться. Если ты хочешь – ты поймёшь. Если ты думаешь, что уже читал это и понимаешь, то ты остаёшься на том же уровне. Если же ты понимаешь, что есть гораздо больше, Творец постепенно раскроет тебе слой за слоем. Когда я что-то не понимаю, я говорю: «Творец! Раскрой мне этот секрет! Я хочу понять!». И Он раскрывает. Нужно просто стараться, нужно хотеть. Эти секреты не находятся в этом мире. Это не физические действия, это – духовные. Как любовь. Вы понимаете, что слово «любовь» – это секрет? Мы не понимаем, что есть любовь. Если ты хочешь знать, что такое любовь, ты вызываешь это понимание и поступаешь соответствующим образом, тогда тебе раскрывается этот секрет. 

Человек может жить с кем-то пятьдесят лет, но его не любить по-настоящему. Рав и Карен раскрыли настоящую любовь. А мы не хотим знать, что такое настоящая любовь. Нам важно, как с нами поступают, как нас чувствуют. Этим мы заняты пятьдесят лет. Пятьдесят лет мы заняты тем, чтобы доказать нашему партнёру по жизни, что он не прав. И у нас это прекрасно получается. И он занят тем же самым. Это – не любовь. Любовь – это секрет. Хочешь узнать этот секрет? Задай вопрос Творцу. Настоящий вопрос. Потому что сказано, что Творец видит твоё сердце. Он видит, что ты действительно хочешь. Рав Ашлаг сказал, что Творец даёт то, что ты считаешь необходимым, всё остальное – не даёт. 

 

Признаки (бхинот) любви, которая ни от чего не зависит 

110) До сих пор… 

… Рав Ашлаг объяснял два уровня корыстной любви. Но нужно понять, как достичь бескорыстной любви к Творцу. 

Мудрецы в трактате Кидушин сказали: «человек на себя всегда должен смотреть так, будто одна его половина виновна, а другая – невинна. Выполнив одну заповедь, ему удаётся склонить чашу весов в сторону невинности; но, если совершит он одно прегрешение, горе ему за то, что склонил чашу весов в сторону вины, ибо сказано: «один грешник погубит много хорошего». 

Раби Элазар, сын Раби Шимона, говорит: «Поскольку мир судит большинство его людей, а человека судят по большинству его поступков, выполнив одну заповедь, ему удаётся склонить весы в добрую сторону для себя и для мира; если совершит он одно прегрешение, горе ему за то, что склонил весы правосудия в сторону вины для себя и всего мира, ибо сказано: «один грешник погубит много хорошего». Из-за одного этого совершённого им греха он и весь мир утратили много доброго». 

 

Глава 8. Спасение мира от хаоса 

Разъяснение вышеприведённой темы из Талмуда 

111) Эти… 

… вопросы кажутся трудными для понимания от начала и до конца. Рав Элазар говорит, что человек, который совершил одну мицву, сразу же склоняет чашу весов в сторону добра, потому что его судят по большинству его поступков. Но, если мы все связаны, а все мы наполовину виновны, наполовину невинны, то один поступок одного человека склоняет чашу весов для всех людей. Но Рав Элазар об этом вообще не говорит. 

Раши, комментируя эти слова Раби Элазара, говорит: «Человек всегда должен смотреть на себя так, будто одна его половина виновна, а другая – невинна». Раби Элазар добавил к этим словам, что человек должен видеть весь мир так, что одна половина его – виновна, а другая – невинна. Почему Рав Элазар сделал это добавление? 

Надо понять, что всё, что написано в Талмуде, представляет собой дискуссию мудрецов о том, как правильно выполнять заповеди Торы. Казалось бы, зачем это нужно, ведь есть 13 признаков трактования Торы, можно было бы ограничиться ими и несколькими примерами? 

Всё, что написано в Талмуде – секреты, которые тщательно скрыты мудрецами. Рав Ашлаг говорит, что всё, что написано в Торе, в Талмуде, в Мишне и Мидраше, а также – в книгах Каббалы – одно и то же. Просто это разные виды языка. Язык Каббалы, например, самый точный. А в Торе, мидраше и Талмуде язык не точный. 

112) Главная мысль… 

…о том, что нужно считать себя виновным лишь на половину, очень сложна. Кто из нас думает, что он наполовину плох, наполовину – хорош? Рав Ашлаг говорит, что слово «плохо» - на иврите «ра» - это аббревиатура «рацон ацми» - «желание для себя». Сколько так мы поступаем? Пости постоянно, 90% минимум. Тогда как я могу считать себя наполовину хорошим? Ведь я знаю, какие мысли у меня, какие слова говорю, какие поступки совершаю! 

Тора заповедует: «Сторонись неправды!» Если человек совершил один негативный поступок и тем самым склонил чашу весов в сторону вины для всего человечества, он может просто сойти с ума от осознания этого. Мы часто переживаем, если птица залетела в дом, думаем, что это за знак. Ари были раскрыты секреты, потому что у него было так много заботы о мире. А тебе мудрецы не рекомендуют жить в фантазии. 

 

«Одна заповедь» - это заповедь о любви 

113) И ещё… 

В то же время, много людей в мире совершают хотя бы один хороший поступок, а мир не становится лучше. Поэтому это нужно глубже понять, нельзя понимать это буквально. 

Конечно, Брайта (часть Талмуда) не говорит, что человеку, который сам знает, что совершил много негативных поступков, считая себя наполовину хорошим, наполовину плохим, не хватает выполнить всего одну заповедь. Брайта говорит о таком человеке, который считает себя праведником, его «глаза открылись» к Торе, и он знает, что Творец стал свидетелем того, что он не вернётся на неправильный путь. 

Именно к такому человеку обращается Тана и показывает ему, что он пока ещё не цадик гамур, а средний. Это значит – наполовину виновный, наполовину – нет. И ему до сих пор не хватает «одной мицвы» из 613 заповедей Торы – заповеди о любви. Потому что свидетельство Творца о том, что человек больше не согрешит, появляется только из-за ясного понимания им того ущерба, который он этим причинил, что считается страхом наказания, поэтому это – тшува из трепета. 

Таким образом, когда первый Тана (мудрец) говорит о том. что человек должен считать себя наполовину хорошим, наполовину – плохим, он не говорит о всех людях в мире. Он говорит о человеке, который считает себя праведником, он стал «средним». 

 

Значение наполовину виновного, наполовину невинного 

114) Кроме того… 

Рав Ашлаг уже объяснил, что тшува из трепета не исправляет человека полностью, а исправляет его только с момента раскаяния. Вся боль и страдания, которые человек ощущал тогда, остаются в форме ошибок. 

115) И поэтому… 

…Тана Кама (первый мудрец) говорит, что человек, которому не достаёт «одной мицвы», должен смотреть на себя так, как будто одна половина его виновна, а вторая – нет. То есть, считать себя виновным в первой половине жизни, до того, как он вышел из Сокрытия Лица Творца, а во второй половине жизни, после тшувы из трепета, - невиновным. «Поэтому в первой половине своих лет он виновен, а во второй – нет», - пишет Рав Ашлаг. 

Без объяснения Рава Ашлага мы бы не поняли, что имел ввиду Рав Элазар и мудрецы Талмуда. Он раскрыл секрет, но не полностью. 

Точность выражения: склонение в сторону (к чаше) заслуг 

116) И… 

…Тана велит человеку, выполнившему «одну заповедь», считать, что ему удалось склонить чашу в сторону добра, потому что все его прегрешения отныне считаются заслугами. И тогда вся боль и страдания, которые он когда-либо ощущал до тшувы, становятся удовольствиями. И он даже жалеет, что не страдал в два раза больше, как тот израильтянин. Это Рав Ашлаг понимает под «склонением чаши весов в сторону заслуг, потому что все его чувства в отношении ошибок и злонамеренных поступков обратились в заслуги (зхуёт). «И это склонение чаши весов в сторону зхут, потому что вся чаша, полная вины, обратилась в чашу, полную заслуг (зхут)». 

 

Из-за одного греха гибнет много хорошего 

117) И… 

…Тана предупреждает, что пока человек является «средним» и не достиг «одной заповеди» из 613, ему не следует доверять самому себе до самой смерти. И даже ему не следует доверять свидетельству творца, что он не вернётся на неправильный путь. Поэтому он должен верить, что горе будет ему, если он совершит хоть один негативный поступок. 

То есть, Рав Ашлаг говорит, что не стоит думать, что ты теперь цадик, достиг всего, и можно расслабиться. Все могут вернуться обратно. Все могут деградировать, если не будут стараться. Стараться нужно на всех уровнях: и в бизнесе, и в отношениях, и в области внутренних изменений. Все твои внутренние изменения, все уровни, которых ты достиг, ты можешь потерять в одну секунду. Как сказано: один грешник погубит много хорошего». 

Чат в WhatsApp