Урок 97
Материалы
- Аудиозапись
- Audio (ENG)
Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.
Глава 7. Понятие очищения масаха. Выход пяти уровней – Кетер, Хохма, Бина, Зеир Анпин и Мальхут – один под другим из-за очищения масаха
Причина нехватки Хохма в масахе бхины далет
83. Мы знаем, что когда у нас масах бхины далет, то это Свет Кетер. Когда масах бхины гимель – это Свет Хохма. Когда масах бхины бэт – Свет Бина. То есть у нас есть «хосэр», нехватка Света Хохма.
«И причина нехватки Хохма в этой новой ступени такая же, как и причина нехватки Кетера, упомянутая выше. Из-за того, что в этой бхине далет авиют только на уровне бхины бэт, которая рассматривается как стадия Бина бхины далет, то сделанное ею притягивание изначально было до Бины и ниже. Значит, даже если бы масах не сдержал Ор Эльон, он всё равно распространился бы в саму бхину далет, и поэтому Кетер и Хохма не находятся в Ор Хозере, а раз нет там Ор Хозера, значит нет там Ор Эльона в Кетере и Хохме, потому как нет в нём сосуда получения».
Когда вы читаете слова Рава Ашлага или Ари, Раби Шимона, Зоар или Тору, вы должны научиться входить в детали деталей деталей. Кажется повторением одного и того же, но на самом деле каждый раз раскрывается новый секрет. Вам нужно быть очень внимательными к деталям.
Здесь Рав Ашлаг говорит нам почти то же самое, что и раньше. Почему у нас есть Кетер? Потому что бхина далет притягивает Свет, масах отталкивает его обратно и Свет Кетера раскрывается. Далее бхина гимель, бхина бэт. Всё очень логично. Но здесь Рав Ашлаг добавляет одну деталь.
Когда он говорит о бхине бэт, не думайте ни на секунду, что он говорит о бхине бэт бхины бэт. Нет! Мы всегда говорим о бхине далет. И здесь Рав Ашлаг говорит о бхине бэт бхины далет.
Без бхины далет, настоящего желания получать, не может притянуться и раскрыться никакой Свет. Говоря о бхине бэт, мы говорим о бхине бэт в бхине далет. Мы никогда не будем говорить о бхине бэт бхины бэт, потому что не можем это обсуждать.
Бхина далет Бины – очень маленькое желание. Что она хочет? Кетер? Нет. Хохма? Нет. Она хочет Бина, и всё, что включает в себя Бина, поэтому хочет также Зеир Анпин и Мальхут, небольшое озарение. Бхина бэт бхины далет притягивает Свет Бины максимум, не выше этого. Вот что здесь сказано.
И здесь рав Ашлаг добавляет: «и даже если бы масаха не было, если бы он не сдержал верхний Свет от прихода в сосуд, единственный Свет, который придёт – это Свет Бины, а не Свет Кетера и Хохмы». Вы помните это правило: вы получаете столько, сколько хотите.
«Даже если бы не было масаха» - как это? Масах всегда есть. Но в масахе есть момент, когда он пропускает Свет. Вы на секунду получаете то, что хотите, как до цимцума. На секунду он берёт Свет. Масах это как аккордеон. На секунду сжимается и тут же раскрывается и отталкивает.
Это очень интересно. В Талмуде говорится нечто очень интересное, это секрет. Сказано, что талмид хахам, мудрец, человек с высоким уровнем сознания, тоже имеет йецер ара, оппонента. Это очень странно. И этот оппонент включает в себя часть всех оппонентов, которые есть в мире. Оппонентов всех 8 миллиардов людей, живущих в мире. Но только 1/60 часть. То есть на секунду!
Кстати, 1/60 – очень интересная цифра. Она часто повторяется. Например, сон – это 1/60 пророчества. 1/60 также связано со вкусом смерти. Сон – это 1/60 смерти. Самое большое физическое наслаждение на Земле – это 1/60 духовного наслаждения. Царь Соломон говорил:
«hинэ митато шэлишломо шишим гиборим савив ла», у него было 60 стражников вокруг его постели, 60 стражников охраняли его сон. Почему 60? Я не дам вам все ответы, скажу только, что 1/60 – это не сама смерть, это вкус смерти, это масах. Масах на секунду впускает. Вы не умираете, когда спите, но чувствуете вкус смерти. Это напоминает вам о Бесконечности. Масах на секунду даёт нам это воспоминание.
И здесь Рав Ашлаг говорит, что даже если бы масах на секунду получил Свет, а как много она получает, когда не использует масах? После того, как произошло очищение масаха бхины далет и бхины гимель, левая бхина бэт, масах бхины бэт, как много Света она притянет? Свет Бины, Зеир Анпин и Мальхут.
Повторим. Если у вас есть бхина далет, самое большое желание получать, как много она притягивает? – Кетер. Бхина далет притягивает Кетер. Бхина гимель притягивает Хохму. Бхина бэт – Бину. Бхина алеф притягивает Зеир Анпин. Шореш, корень – Мальхут. Максимум, что может притянуть бхина бэт – это Свет Бины. Это та самая маленькая деталь, которую Рав Ашлаг здесь добавляет, нам нужно читать между строк.
«То есть масах не возвратил Кетер и Хохма, причитающиеся бхине далет, и поэтому Кетер и Хохма не находятся в Ор Хозере, значит, нет там Ор Эльона в Кетере и Хохме, потому как нет в нём сосуда получения». Это правило: нет Ор Хозера – нет Ор Яшара, Прямого Света. Без отражателя не будет Света.
Первый мир, мир Адам Кадмон, содержал разные стадии. Первая стадия – Гальгальта, Свет Кетер. Бхина далет там работает. Есть вторая стадия – Айн Бэт. Раскрывается Свет Хохма. После Хохмы в Бине происходит нечто другое. Потому что желание бхины бэт – Свет хасадим.
Вы должны знать и ответить в любое время суток что такое бхина алеф. Бхина алеф – это Хохма. Бхина бэт – Бина. Бхина гимель – Зеир Анпин. Бхина далет – Мальхут. Если вы это забываете, вы не можете продолжать изучение 10 сфирот, потому что это основа основ.
Это одно из огромных озарений Рава Ашлага, он сделал огромную работу, без которой мы с вами не могли бы изучать 10 сфирот, весь мир может подключиться к этому изучению. И Рав сделал ещё больше, добавив несколько слов, сопротивление. Так происходит: цадики добавляют несколько слов, и они помогают озарению в этом поколении. Если бы все люди использовали те несколько слов, которые мы используем, «сопротивление», то пришёл бы Машиах! Просто изменить речь! Всё, что нам нужно – это внести 20 слов в лексикон человечества, и игра будет окончена.
Все 10 сфирот – это объяснение сопротивления. Сопротивление нужно изучать всю жизнь чтобы понять.
Здесь Рав Ашлаг говорит нам очень важную вещь. После очищения масаха в бхине далет и в бхине гимель, когда мы приходим в бхину бэт, Ор де-Хохма стал Ор де-Хасадим. Это другой мир! Мир Самех Гимель полностью отличается от мира Айн Бэт и Гальгальты. Свет Хасадим – это очень особенный Свет. Конечно, там есть и Свет Мудрости, иначе там не было бы жизни. Ор де-Хасадим – это часть процесса развития человечества, как мы идём от несовершенства к совершенству.
Выход ступени Зеир Анпин из масаха бхины алеф
84. «А потом завершилась (сформировалась) эта новая ступень уровня Бина с Рош, Тох, Соф, и Ор макиф снова возвратился и очистил ещё одну часть авиют масаха …». В любом полном озарении есть голова (Рош), это когда вы выталкиваете Свет и мгновенно получаете его в тело (Тох). Чем больше вы оттолкнули, тем больше получаете. Оттолкнули – получили, мгновенно. Это первое. Конечно, сначала вы хотите, 1/60, затем вы отталкиваете, затем раскрываете, это уже ваше.
Но потом Соф, конец. Если вы слишком много получите, вы потеряете двекут со Светом. Если вы съедите слишком много сахара, вы заболеете. Если вы кому-то что-то говорите, нужно остановиться. Так во всём – Рош, Тох, Соф.
И далее Рав Ашлаг говорит: Ор макиф, Окружающий Свет, продолжает толкать, потому что Свет будет толкать пока не найдёт свою «половинку». Бог будет толкать, пока не найдёт свою половинку. Кто половинка Бога? – Шхина, Мальхут бхины далет. Вторая половинка Бога – это некуда эмцаит, центральная точка, желание, которое было в Бесконечности. Бог никогда не перестанет толкать нас, пока не сможет давать нам бесконечно. Для Бога нет времени, Он уже в Бесконечности. Для него нет разницы между первым Бесконечным миром и вторым. Мы пришли из Бесконечности и вернёмся в Бесконечность. Но в нашем мире мы видим процесс: Свет всегда толкает, это Ор макиф. И он не остановится. Он очищает масах. Теперь он очистил масах бхины бэт и теперь очищает масах бхины алеф.
Процесс повторяется. Он хочет на секунду, затем отталкивает обратно, затем получает, затем останавливается. Но Свет продолжает толкать, очищает до Кетера, до почти полного отсутствия желания. И так повторяется и будет повторяться до тех пор, пока Бесконечный Свет снова не раскроется.
Если вы не делаете свою работу – не волнуйтесь! Бог никогда не останавливается. Если мы не будем это делать сами – это будет чуть больнее. Это может быть всемирный потоп, весь мир может быть уничтожен. Или всё будет хорошо, Машиах придёт или при нас, или после нас. Мы верим, что Бог творит только добро, поэтому Каббала Центр работает над тем, чтобы подготовить людей, чтобы им не пришлось проходить через столько боли и страданий. Мы убираем боль, страдания, хаос из мира. Мы убираем хаос из мира – вот наша работа. Добро придёт всё равно, а хаос зависит от нас.
Мы не хотим бороться с Богом. Большинство людей борется с Богом, а не с самими собой. Если вы не делаете сопротивление, то вы боретесь с Творцом. Мы это делаем подсознательно.
Далее Рав Ашлаг говорит: «… Ор макиф снова возвратился и очистил ещё одну часть авиют масаха, а именно: от бхины бэт до бхины алеф, что рассматривается как выход из ступени Бина». В результате остались только 2 сфиры – Зеир Анпин и Мальхут. Кетера, Хохмы и Бины нет больше.
Выход ступени Мальхут
85. «А потом завершилась ступень Зеир Анпин с Рош, Тох и Соф, и очистилась даже последняя часть авиют бхины далет.» Что дальше будет делать Свет? Остановится? Нет, никогда не остановится, пока не получит свою вторую половинку, пока не вернётся всё в Бесконечность.
«То есть тот масах полностью очистился и вышел из ступени Зеир Анпин и стал называться ступенью Мальхут, которая не обновилась, в ней нет никакого нового Света, и она получает свечение от Зеир Анпина. А раз она является непригодной для притягивания Света, значит нет там ничего, кроме Света Нефеш».
Нефеш на иврите – «шават наинаваш», от глагола «нофеш», «отдыхать». «Нашаф» - «дышать». Это первый уровень. Теперь – чем вы дышите. Это уровень Руах. Воздух. Дух.
Нефеш – дышать. Руах – воздух. Нешама, третий уровень, это слово тоже связано с дыханием. Почему все эти три слова связаны с воздухом? Потому что это Ор де-Хасадим.
Затем Хая, это жизнь, Свет Мудрости. И самый высокий уровень – Йехида – это «один, единство», hу уШмо эхад, полный двекут.
Это связано с тшувой. Животные могут делать тшуву? Нет, конечно. Животные не могут измениться, а тшува – это изменение, это полная трансформация. Животные полностью контролируются наслаждением и болью. Мы, люди, можем сделать тшуву – это за пределами боли и страданий.
Что такое тшува? Как делать тшуву? Нижний уровень царства животных – царство растений. Нижний уровень царства людей – царство животных. В чём наше искупление? Мы должны измениться от животных к людям. Когда мы смотрим на животных, мы знаем, что нам надо изменить. Могут ли животные думать о прошлом? Две коровы стоят и рассуждают о своём дедушке. Нет, им это совсем не интересно. А мы, как люди, говорим о прошлом. Какая польза от того, что мы вспоминаем прошлое?
Истинное наслаждение нам даёт подключение к Божественному. Эмуна, уверенность в подключении к Свету, связь со Светом. Без этого у нас нет ничего. А тшува с этим связана. Это трансформация от животного к человеку. Человек всегда подключён ко Свету. Это единственный способ для нас быть наполненными. У вас могут быть все деньги мира, вся власть, и всё равно вы не будете удовлетворены.
Когда мы возвращаемся в глубокое прошлое, это Бесконечность, hу уШмо эхад. Прошлое совершенно, мы пришли из совершенства, от Бога. У нас есть сила определить будущее. Наше будущее – Бесконечность. Тшува – это трансформация от прошлого к будущему. Но для этого нужно пройти через прошлое.
В Каббале есть Маасе Берешит и Маасе Меркава, это части Ситрей Тора, Тайны Торы. Это секреты Каббалы.
Главная идея Маасе Берешит – это вернуться в прошлое, берешит, вернуться к началу. Мы пришли из совершенства и вернёмся в совершенство, но, чтобы этого достичь, нужно смотреть в прошлое. Тогда у вас как будто появляется волшебное зеркало, которое показывает вам, где и кем вы раньше были. И вы хотите быть там. Для того, чтобы хотеть, иметь желание, вы должны представить себе желаемое. Изучая Каббалу, мы видим разные уровни совершенства, мы видим себя как hу уШмо эхад, видим себя в бесконечности, и тогда мы можем сделать тикун здесь, сделать трансформацию, тшуву.
Тшува, трансформация – это возвращение к самим себе. Это парадокс! Обычно трансформацию мы понимаем как стать кем-то другим. Мы просто понимаем кто мы есть на более глубоком уровне. Тшува – от «шув», возвращение к тому, кем мы были раньше, когда мы были совершенны. Человек должен стать каналом Света, видеть совершенство – это значит вернуться к совершенству. Нельзя без этого сделать тикун. Это единственный способ.
Самый нижний свет – это Нефеш. Почему это так важно? «Ваинафаш», отдых. Вы не можете строить. Вы не можете получить Руах, Нешама, Хая и Йехида, если не начнёте с Нефеш. Вы связаны с Богом, а Бог совершенен, поэтому вы можете расслабиться. Рав Ашлаг пишет: «В Мальхут нет ничего нового, нет ничего, кроме Света Нефеш». Вы ничего не можете даже желать, Нефеш там просто есть. Вам нужно просто это знать. Вы должны знать реальность. Это начало. А затем вы можете начать себя строить, уровень за уровнем. Руах – это дарование, Нешама – это дарование, Хая – более высокий уровень. Но вы должны осознавать, что мир не может существовать без Бога, Он во всём, во мне, в столе, в воде. Осознавать. Расслабиться. Это первый двекут. Понимать, что Свет здесь. Отсюда вы уже можете делать другие уровни.
Первый уровень тшувы – понять, что Свет здесь, чтобы ни было, и вы со Светом. Вы думаете, что чтобы у вас был Свет, вам нужно что-то делать. Нет, вам ничего делать не нужно. Вам просто нужно не сомневаться в этом. Это то, о чём говорит здесь Рав Ашлаг. А потом вы начинаете
потихонечку делать. Не нужно делать слишком много. Важно идти постепенно, по ступеням, вы не можете изменить процесс. Самое важное в начале – иметь уверенность, что Свет с вами, это уровень Нефеш. А затем делать то, что можете. Нельзя сразу перескочить на уровень Руах, иначе будет как с Адамом и Евой.
Знаете, что на самом деле произошло с Адамом и Евой? Сатан пришёл и предложил Адаму зивуг. Зивуг не имеет отношения к физическому совокуплению. Сатан предложил ему завершить тикун всего мира. Адаму нужно было подождать до конца дня, это была пятница и первый день Рош Ашаны. Первый день Рош Ашаны – это суд. Адам должен был сказать, что в первый день Рош Ашаны, в день суда, нельзя заниматься интимными отношениями. Второй день – это как Симхат Тора, правильное время для этого, тогда бы завершился тикун всего мира.
Всё, над чем вам нужно работать – это иметь уверенность. Вам ничего не нужно делать. Это ещё одно понимание сопротивления. Мгновенная награда за сопротивление – это уверенность. Что такое сопротивление – просто остановиться, не быть реактивным. Всё хорошо. Всё совершенно. Просто осознайте это!