10 сфирот

Урок 147

Урок 147
По подписке Материалы, отмеченные таким значком, доступны по подписке, но иногда их можно купить отдельно.

Материалы

  • Аудиозапись

Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.

Элияу Ярдени читал уроки по Части 1 и 2 Талмуда 10 сфирот. 

Я хочу повторить с вами в ускоренном режиме эти уроки с тем, чтобы перейти к изучению Части 3. 

Можно подойти к изучению 10 сфирот как к медитации, но я с таким подходом не согласен. 

Рав Ашлаг, когда приступил к написанию комментариев к 10 сфирот Ари, хотел объяснить систему мироздания от Бесконечного мира до мира Тикун. Части с 1 и до 5 объясняют устройство чистой системы. Без понимания как устроена чистая система мы не поймём как устроен наш мир. 

Это изучение требует от вас больших усилий. Нужно повторять неоднократно то, что мы изучаем в классе. Советую послушать уроки Элияу. Вам нужно понять структуру. 

Рав Ашлаг начинает с понятия цимцума и того, что было до цимцума и как он произошёл. Это в первой Части. 

Во второй Части Рав Ашлаг говорит о том, что произошло после цимцума, о келим де- игулим и кав. 

Рав Ашлаг говорит, что вся мудрость Каббалы основана на духовных понятиях, которые не связаны ни с временем, ни с местом, там нет ни исчезновения, ни трансформации. Когда мы говорим о том, что Свет перешёл в другой объект, это не значит, что первый исчез или изменился, форма его не изменилась. Все изменения, о которых мы говорим в Каббале - это только добавление новой формы. Очень важно это понять, иначе мы будем путаться. 

Бесконечный мир есть до сих пор, он не изменился. 

Очень рекомендую читать Введение в 10 сфирот Рава Ашлага (книга «Выбери жизнь»), где он объясняет практичность знания о мирах Асия, Брия, Йецира. Эти миры существуют, мы можем к ним подключиться, это зависит от уровня нашего масаха, уровня нашей уверенности в том, что Творец хорош и даёт нам только добро. Это нелегко постоянно ощущать и быть в этом уверенным в нашей реальности. Чем больше мы это будем ощущать, тем больше нам будет раскрываться Лицо Творца. Мудрецы достигли «раскрытого Лица Творца», то, о чём они написали, они видели ясно. Это не религия. 

Исчезновение и изменение происходит только с материальными вещами. Запомнить это тяжело для начинающих. 

Каббалисты используют язык ветвей, который нам нужно выучить. 

Рав Ашлаг пишет, что до того, как были созданы все миры, был один простой Верхний Свет (Ор Эльон), наполняющий всю реальность. Не было никакого аспекта пустого пространства, всё было наполнено этим простым Бесконечным Светом. Не было ни аспекта Рош (Головы), ни аспекта Соф (Конца), всё было наполнено ровным Бесконечным Светом. 

Если мы говорим, что нет ни времени, ни пространства, то что такое «до»? 

 

Как нужно изучать 10 сфирот 

Сначала читать слова Ари. Понять тезис. Рав Ашлаг объясняет слова Ари для того, чтобы потом мы смогли читать Ари без его комментариев и понимать, что он имеет ввиду. Потом читать объяснения Рава Ашлага столько раз, пока мы сами себе не сможем объяснить то, он имеет ввиду. 

  1. «…до освещения нээцалим и сотворения творений…» 

«До» сотворения нээцалим - «до» - это причина. Значит, причина сотворения мира - простой Верхний Свет. 

Нужно начинать это понимать, иначе это будет как сказка. 

 

  1. «…Верхний Свет…» 

Ещё один закон: Свет распространяется от сути Творца (Ацмуто). О самой сути Творца мы не говорим и об этом мы не размышляем. Мы не можем задавать вопрос о том о том, почему Творец решил создать творения. 

Мы принимаем аксиому: Свет бесконечен, един и добр. 

 

  1. «…наполняющий всю реальность…» 

«Наполняющий всю реальность», Рав Ашлаг спрашивает: какая реальность есть до сотворения миров? Все миры и все души, существующие сейчас, а также те, что будут до конца тикун, все они включены в Бесконечность. Все мы существуем в Бесконечном мире после конца тикун, в исправленном состоянии. Это нам здесь сложно себе представить! С точки зрения Творца сосуд уже прошёл все ступени. Мы воспринимаем всё линейно, поэтапно. А у Творца всё одновременно. Наша логика не даёт нам это понять. Мы слишком плотные. 

Изучение 10 сфирот поможет нам стать чище, прозрачнее, постепенно отпускать твёрдость. Развивая масах, способность к сопротивлению, мы сможем подняться выше к Творцу и увидеть более полную картину. Чем ниже мы находимся, тем больше выбора у нас есть, так нам кажется. Чем выше мы поднимаемся, тем больше понимаем, что выбора у нас нет, выбор как будто уменьшается. Когда человек находится на третьей ступени  - «открытое Лицо Творца», видит причинно-следственные связи, он понимает, что на самом деле, выбора у него нет. 

Нам кажется, что у нас выбор есть. Но если бы увидели, какие тёмные силы мы пробуждаем, когда злимся, то никогда бы больше не злились. 

Есть два вида реальности: одна существует в Бесконечности, идеальная, наполненная, совершенная; и вторая реальность, какой мы её видим, как она спускается и разворачивается после цимцума. 

Чтобы быть в совершенной реальности надо быть ей подобным. Это не значит, что мы должны быть полностью подобны, это значит, что мы должны вести себя подобным образом. 

 

  1. «… не было никакого свободного места (маком пануй) …» 

Ари пишет, что Простой Верхний Свет наполнял всю реальность до цимцума, где не было никакого пустого пространства, где можно было бы что-то добавить. Поэтому мы находимся здесь, где как будто можно что-то добавить. 

«Как будто» - потому что Творец уже создал всё идеально, но нам кажется, что это не так, потому что мы отключены от Лица Творца (на языке Каббалы «Лицо» означает «мудрость»), мы не видим всю структуру мироздания, и нам тяжело верить, что когда-то наступит конец тикун. Поэтому мы жалуемся, реагируем, злимся. Чем больше мы изучаем эту структуру и убеждаемся, что всё идеально, тем больше у нас появляется уверенности и стремления быть подобным Творцу. В этом и заключается причина, почему мы изучаем 10 сфирот. 

Цель изучения Торы, Зоара, Учения 10 сфирот - притягивать Свет Торы, что помогает нам меняться. Об этом нельзя забывать! Если человек просто изучает структуру без цели меняться, тогда ничего не будет. Будет красивое изучение, но он ничего от этого не будет получать. 

Приступая к изучению, нужно создать намерение меняться, и во время изучения постоянно себе это напоминать. Осознавать, что мы притягиваем этот Свет чтобы наш сосуд получения трансформировался в сосуд дарования. 

Далее Рав Ашлаг объясняет, что такое «свободное место». Пустое место - это нехватка. 

Когда нам сложно, нужно остановиться и напомнить себе, что есть такой мир, где нет нехватки. Там все нехватки уже наполнены. Это воспоминание даст нам возможность идти дальше. Поэтому каббалисты могли жить в любой сложности. Если во внешнем мире были проблемы, в их внутреннем мире ничего не менялось. 

«Место» на языке ветвей - это желание. 

В реальности Бесконечности нет разницы между сосудом и Светом. Только благодаря цимцуму появилась нехватка и пустое место, где можно что-то исправить. 

 

  1. «… пустого воздуха (авир рейкани) …» 

После цимцума появился «пустой воздух», это Свет, который называется Руах, Воздух. В каждой структуре (парцуфе) есть два аспекта: Свет Хохма и Свет Хасадим. 

Хохма - это суть жизни структуры, тот Свет, который сосуд хочет получить. 

Хасадим - это одежда для Света Хохма. 

Свет Милосердия мы притягиваем, когда мы хотим быть подобны Творцу - когда мы делаем сопротивление, преодолеваем наш эгоизм, делимся, помогаем, заботимся. И этот Свет - только приготовление для получения Света Хохма. 

Надо понять, что наше задание - получать. Творец нас создал чтобы давать. 

В Бесконечности, где нет нехватки, нет Света Милосердия, нет места чтобы заботиться, помогать, давать. 

Свет Хохма в нашей реальности не может «выйти на улицу» без одежды - Света Хасадим.  

Мы никогда не можем получить если не становимся подобным Творцу. Это закон. 

Мы можем не верить в этот закон и пытаться получить этот Свет, но тогда мы будем получать чуть-чуть через систему клипот, а потом Свет исчезает. Мы думаем, что очень умные, что сможем обойти систему. Нет! Мы не можем этого сделать. Мы не можем получить Свет, наполнение, без заботы и дарования. Не принято выйти на улицу голым. 

Когда парцуф в малом состоянии, например, я забочусь, помогаю, но не вижу никакого результата, это называется «катнут», «детское состояние. Взрослое состояние, «гадлут» - это когда ты и заботишься, и наполнен. Мы все должны пройти через «малое состояние». Мы не можем стать взрослыми вдруг. Преодолевая испытания, мы приобретаем опыт. С опытом приходит Свет Мудрости. 

Свет Милосердия называется «Воздух» или «Ветер». Без Света Мудрости он называется «пустой воздух».  

Свет Милосердия слабее Света Мудрости. 

Свет Милосердия - это усилие, которое ВЫ делаете. 

Например, я дам вам задание читать Часть Первую 10 сфирот и подготовить для меня вопросы. Эти ваши усилия будут Светом Милосердия. И тогда я наполню ваши вопросы. Если вы читали, и у вас нет вопросов - значит, вы не читали. А если вам кажется, что вы всё понимаете, тогда вы ограничиваете себя, потому что глубина этого учения бесконечна. 

Если мы будем изучать по вашим вопросам (это как Свет Милосердия), то уровень изучения будет ниже, чем если я буду давать то, что я знаю (это будет как Свет Мудрости). Но если вы не будете прикладывать усилия и задавать вопросы, то, что я буду давать, не останется с вами. 

Усилия создают сосуд. Вначале читайте много раз чтобы понять самому. То, что вы сами поймёте, это не всё. Грех думать, что вы всё поняли! Потом задайте вопрос учителю. 

Чат в WhatsApp