Урок 222
Материалы
- Аудиозапись
Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.
Глава 10. В ней разъясняется, что Левуш и Эйхал отделились от Шореш, Нешама и Гуф, став окружающими, а также даётся объяснение АК и АБЕА, НАРАНХ и АСМАБ.
Шореш, Нешама и Гуф слиты друг с другом, Левуш и Эйхал отделены от них
-
А сейчас выясним строение каждого мира. Известно, что Шореш, Нешамот и Гуфим представляют собой единое целое, так как нет разделения между ними, в то время как Левушим и Эйхалот – две ступени, отделённые от трёх первых, а между Гуфим и Левушим находится место обитания клипот, и они буквально приклеены к обратной стороне Света Гуф.
Ор Пними
Рав Ашлаг пишет, что в этих словах Ари заключён очень глубокий и значительный смысл, и это есть секрет цимцума бэт, который был в НЕХИ АК (Нэцах, Ход, Йесод мира Адам Кадмон). Ари объяснил это в книге «Эц Хаим» («Древо Жизни»): суть этого сокращения – в объединении качества Милосердия (мидат а-Рахамим) с качеством Суда (мидат а-Дин), а Рав Ашлаг подробно рассмотрел эту тему в своей книге «Паним масбирот» (Раздел 15).
Мудрецы сказали, что мир был создан изначально в аспекте Суда. Это означает, что цимцум сделала Мальхут. После цимцума все остальные сфирот могут получать Свет, кроме Мальхут. Мальхут называется «Суд» («Дин»), все миры до цимцума были созданы в аспекте Суда. Если бы процесс продолжался таким образом, не было бы нечистой системы, и мы никогда не могли бы измениться.
Масах в Чистой системе означает, что то, что я не могу получить ради дарования, я не могу получить. И наше тело было бы таким, что мы, как животные, не могли бы измениться. Нечистая система – это желание получить для себя, без масаха.
После второго цимцума сформировался мир Некудим, который находится над Пупком мира Гульгальта. Пупок – это бхина далет бхины далет, которая не может получить после второго цимцума. Так начался мир Тикун – место, где есть состояния «катнут» («малое состояние») и «гадлут» («взрослое состояние»). Катнут – это такое состояние, когда ты можешь получать только для себя, очень мало энергии, у тебя нет доступа к высшим сфирот. Но у тебя есть возможность расти и использовать сосуды дарования, тогда ты можешь подключиться ко всему. Такой возможности до второго цимцума не было.
Следующая Часть «Талмуда десять сфирот» посвящена миру Акудим. Акудим – от слова «акуд», «привязан». «Акедат Ицхак» - связывание Ицхака.
После второго цимцума появляются, помимо Мальхут, ещё четыре вида сосудов: Таамим, Некудот, Отиёт, Тагин. Таамим – это первый Свет, который заходит в Тело, Гуф. Некудот – это сосуды, которые формируются во время очищения масаха. Отиёт – это память о Свете Некудот («Некуда» - «точка», так теперь называется Мальхут). Тагин – это память о Таамим. Это четыре вида сосудов в парцуфе.
Таамим – это вкус или мелодия, Некудот – точки, Отиёт – буквы, Тагин – шипы.
Голова делает сопротивление, отталкивает Свет наверх, и он заходит в Тело, это называется «Таамим». Потом идёт процесс очищения масаха, в результате которого образуются точки – Некудот. Это – дополнительные сфирот, которые с самого начала предназначены исчезать. Те сосуды, которые остаются в Теле – это две решимот, памяти: Отиёт и Тагин. Решимо от Некудот называются «Отиёт», «буквы», решимо от Таамим называются «Тагин», «шипы».
Итак, Ари пишет, что цимцум бэт – это секрет объединения аспекта Суда с аспектом Милосердия, потому что только бхина далет называется «аспектом Суда», только она хочет получить для себя. У всех остальных сфирот есть желание даровать, аспект Милосердия. На три первые бхины не было цимцума. Во время цимцума бэт произошло объединение бхины далет с бхиной бэт, как сказано: «И пошли обе». Это секрет Рут и Наоми, которые символизируют Мальхут и Бину.
Таким образом, аспект Суда (Мальхут), бхина далет, подслащается аспектом Милосердия (Бина), бхиной бэт. Если в цимцум алеф сократилась только бхина далет, Мальхут, то в цимцуме бэт сократилась и бхина бэт, Бина. И произошло это от Пупка и ниже (в Нэцах, Ход, Йесод) мира Адам Кадмон. Масах в бхине бэт поднялся выше Рта Бины.
В мире Адам Кадмон есть парцуф Гульгальта, он – самый длинный, так как отталкивает Свет до Кетера. Потом – парцуф АБ, его Голова начинается от Рта парцуфа Гульгальта, и заканчивается он выше Пупка. Парцуф САГ начинается от Рта парцуфа АБ и должен заканчиваться над Пупком парцуфа АБ. Но он решает спуститься ниже Пупка мира Гульгальта. И это называется «объединением между Мальхут и Биной». Это происходит из-за некоторого подобия формы парцуфа САГ после очищения его масаха и парцуфом Гульгальта. Поэтому считается, что он может исправить бхину далет бхины далет, что ниже Пупка. Из-за этого объединения масах Бины поднимается выше. С одной стороны, Мальхут получила определённое подслащение, но, с другой стороны, Бина получила некоторый изъян, какое-то желание получить.
Нужно помнить, что нет никакого исчезновения, есть дополнительные формы. Парцуф Гульгальта не изменился, он остался таким, каким и был до второго цимцума. Возникла новая форма. Но можно преодолеть второй цимцум, что означает, что нет никаких ограничений. Корень Тикуна – это второй цимцум, без него невозможно делать Тикун.
Итак, десять сфирот, которые вышли после объединения Бины и Мальхут, называются миром Некудим, миром точек. Из-за того, что Мальхут, которая называется «точка» («некуда») поднимается к Бине. В мире Некудим Зейр Анпин и Мальхут отделились от четырёх бхинот ХУБ ТУМ (Хохма, Бина, Тиферет, Мальхут), так как после подъёма бхины далет в место Бины, где она стала масахом, Ор Эльон прервался над Мальхут, расположенной в Бине, и перестал распространяться к Зейр Анпину, называемому «Левуш», и к Мальхут, называемой «Эйхал», так как они находятся ниже Бины.
Ари пишет, что Шореш, Нешамот и Гуфим представляют собой одно неделимое целое, а Левушим и Эйхалот – две бхины, отделённые от них, они стали внешними, окружающими. То есть, нет тела без души, нет души без Света, а одежды и помещение – отдельно. Иными словами, из-за масаха, установленного в пределах Бины, Свет там прерывается, и оттуда и далее во всех мирах Ор Эльон не достигает внутренних частей Зейр Анпина и Мальхут, из-за чего они вышли в состояние окружающих, внешних, и получают Свет издалека, так как Ор Эльон более не облачается в них. В них, в Одежде и Помещении, как будто нет жизни. Они получают жизнь от людей. Одежда, которую не носят, мертва. В помещении, где нет людей, чувствуется негатив, потому что там – место для клипот.
Одежда – это сосуд для Ор Макиф Хая, а Помещение – сосуд для Ор Макиф Йехида. Поэтому для Шаббата мы используем красивую посуду, украшаем дом, надеваем красивые одежды.
Рав Ашлаг пишет, что надо понять, что те Зейр Анпин и Мальхут, которые находятся в четырёх бхинот в каждом мире, начиная с мира Некудим, считаются частями Бины, поэтому Ор Эльон облачается в их внутренние части. Бина как будто одалживает свой Зейр Анпин и Мальхут, которые выше масаха, тем, кто ниже, чтобы они могли их использовать. Но это не их оригинальные Зейр Анпин и Мальхут. Только в Конце Тикун они получат обратно свои сосуды, и можно будет использовать Свет Хая и Свет Йехида полностью, они будут внутри нас. До этого они для нас – внешние. Это как идея, которая нас толкает идти вперёд.
Рав Ашлаг говорит, что место клипот – между телом и одеждой, поэтому так важно делать миквэ, причём, без одежды.
Шореш, Нешама и Гуф – внутренние сосуды, более внешний из них считается худшим. Левуш и Эйхал – окружающие сосуды, более внешний из них – более важный. А раз так, клипот находятся между Гуф и Левушим, так как это место – самое тёмное и плохое
-
Дело в том, что в трёх внутренних уровнях есть Ор Пними (Внутренний Свет), и самый плохой во Внутреннем Свете выходит в «Ор» («Кожу») и там заканчивается. А в Ор Макиф (Окружающем Свете) – наоборот: чем Свет более внешний, тем, как известно, он больше. Таким образом, Ор Макиф, находящийся в Левуш, - самый внутренний, прилепленный к Гуф, наименьший. Поэтому место обитания клипот находится там посредине между Ор Пними и Ор Макиф, где нет ни Внутреннего, ни Окружающего Света, и поэтому оно называется «местом тьмы». И так в каждом мире, что касается клипот, находящихся в нём.
Ор Пними
Рав Ашлаг объясняет, что, когда мы говорим об Окружающем Свете, то то, что внешнее, - лучше. То есть, как будто, Дом – лучше, чем Одежда.
Когда мы говорили об игулим, круглых сосудах, мы говорили, что самое внешнее – самое лучшее. Кетер находится снаружи, он ближе всего к Бесконечности. Макиф, у него как будто нет масаха. Он сияет издалека, потому что у сосуда пока нет масаха, чтобы его принять. Кетер нам сияет издалека, пока у нас нет силы его принять. Всё, что нам нужно – знать это и молиться, чтобы с Божьей помощью у нас был такой плотный масах, чтобы реализовать этот Свет.
Иметь масах означает двигаться и иметь терпение. Наше поколение хочет всё и быстро. Иметь больший масах означает иметь больше желания, думать о следующих поколениях. Это также означает иметь твёрдость идти до конца. И масах также означает уверенность.
Масах нарабатывается постепенно, по ступеням. Но с точки зрения Творца – это Его воля. Он создал нас с теми качествами, которые у нас есть, и все наши качества служат Ему. Конечно, на всё – воля Творца, но это не значит, что мы должны сидеть сложа руки! Мы должны прикладывать усилия. Но и сказать, что всё зависит от нас – тоже неправильно. Рав Ашлаг писал, что утром, ты должен, как неверующий, делать всё, чтобы заработать, а перед сном – сказать, что успехи сегодняшнего дня – благодаря воле Творца. Сказано: то, что ты можешь сделать – сделай! Нужно быть мастером чтобы знать, когда делать, а когда – не делать.
Масах – это такое широкое понятие! Рав постоянно говорил про сопротивление. Сопротивление – это знать, что всё – воля Творца. Но каждому на этот вопрос нужно отвечать, исходя из его уровня.
Иногда спрашивают: в чём разница между Торой и Каббалой? Нет разницы. Рав Ашлаг объясняет, что есть четыре уровня Торы, четыре языка: язык Торы, язык Талмуда, язык Мидраша и язык Каббалы. И все они говорят об одном и том же. Ребёнку мы не говорим о сфирот, говорим, что есть Создатель, который рядом с тобой постоянно, но ты Его не видишь – сначала простыми словами. По мере его роста, объясняешь поглубже, до тех пор, пока он не будет готов воспринять.