Урок 223
Материалы
- Аудиозапись
Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.
Глава 10
На прошлом уроке мы говорили о том, что пространство между телом и одеждой – место клипот, так как в теле есть Внутренний Свет, а в одежде – Окружающий Свет. Самый «плохой» из Внутренних Светов – наружный, а самый «плохой» из Окружающих – внутри. Поэтому место обитания клипот находится посредине между внутренним Светом и Окружающим, где нет ни Внутреннего, ни Окружающего, и поэтому оно называется «местом тьмы».
Когда парцуфим АК и АБЕА одеваются друг в друга, облачение каждого из них происходит только по трём уровням: Шореш, Нешама и Гуф, которые соединены вместе, но десять сфирот уровня Гуф не облачаются в десять сфирот Левушим
-
Однако, после того как мы выяснили этот вопрос в деталях, поговорим об этих вещах в общем. Как известно, внутренняя часть мира Адам Кадмон – это Эйн Соф, одетая в десять сфирот Шорашим Нешамот, находящихся в нём. Шорашим Нешамот облачаются во все десять сфирот Нешамот, а те, в свою очередь, облачаются в десять сфирот ступени Гуф мира Адам Кадмон, и, казалось бы, десять сфирот ступени Гуф должны облачиться в десять сфирот Левушим, однако, это не так. Три уровня парцуфа Атик мира Ацилут окружают три соответствующие ступени мира Адам Кадмон.
Внутренняя часть мира Адам Кадмон – это Бесконечность, которая одевается в десять сфирот его Корней Души. Напомню, что десять сфирот после второго цимцума называются: Шореш, Нешама, Гуф, Левуш, Эйхал, три из которых – внутренние, и три – внешние.
Формы не исчезают, Бесконечность сияет внутри нас, Адам Кадмон находится внутри всего, он самый внутренний. И на нём есть одежда. Первый слой – сфирот де-игулим, о которых мы не говорим, так как они связаны с тремя верхними сфирот, что составляет Ситрей Тора. Миры облачают друг друга как «матрёшка».
Надо понять, что всё находится внутри. Иногда после испытаний у человека пропадает талант, который был у него раньше. Нужно пройти процесс очищения, избавиться от клипот, и тогда способности восстановятся, потому что, если они есть внутри, они никуда не исчезают. Нужно очищаться чтобы раскрыть ту часть, которая более внутренняя.
Итак, Ари пишет, что Корень одевается в десять сфирот Души, а Душа – в десять сфирот Тела. Один – на другой, один наполняет другого, один служит другому, как Тело служит Душе, Душа служит тому Свету, который есть в Душе, а он – служит Бесконечности. А Бесконечность служит Сути Творца. И, если мы это понимаем, мы можем обойти эту цепочку и служить сразу Ему. Чем больше человек может держать связь с Творцом, понимать, что Он есть внутри нас постоянно, тем больше он может служить Ему напрямую. Это возможно делать, когда тебе очень хорошо, или когда тебе очень плохо. Иногда сложнее это делать, когда у тебя всё хорошо, потому что ты можешь ценить, благодарить, но внутри тебя есть маленькая гордыня, что ты этого достиг, сам. «Я же трудился!». Как сказано: «Если трудился и нашёл – верь!», именно «нашёл»! А когда тебе очень плохо – это самый подходящий момент чтобы понять, что Творец – рядом. В этом, на самом деле, и заключается цель Тикун. Поэтому до Конца Тикун невозможно обойти хаос. В любом случае, все люди уходят из мира, даже если никогда не грешили. Только два человека не умерли: Илья-пророк и Енох.
Нужно быть в двух местах одновременно, потому что если ты считаешь, что Творец всё делает, тебе не захочется двигаться, и тогда нет Тикун. А если ты думаешь, что это только ты, то ты двигаешься, двигаешься… Поэтому Рав Ашлаг предлагает такую формулу: утром – только ты, а вечером, когда вернёшься домой – всё Творец сделал. Эти два вида сознания находятся в одном теле в разных временах. Это как иногда тебе нужно сказать: комар был создан ранее меня, а иногда: я – венец Творения. Когда твоё эго раздулось, подумай, что даже комар важнее тебя, ведь он просто выполняет свою работу. Все животные выполняют свою работу, и они не могут разрушить мир. А человек – может!
Всё внутри-внутри-внутри нас! И нужно это помнить! Поэтому духовная работа – внутренняя, только внутренняя. Это не то, как ты поступаешь, что ты говоришь, это – как ты чувствуешь внутри. И никто этого не может знать кроме тебя.
Наше желание, даже желание даровать, всегда содержит личную выгоду. Само по себе желание – это отсутствие Света. «Я хочу давать!» - кто хочет давать – ты? Представьте себе учёного, чья миссия – найти лекарство от рака. Он хочет это сделать, он, понятно, что ради всего человечества. И вот он тридцать лет работает над этим, и вдруг открытие совершает кто-то другой! Да, наш учёный трудился не ради денег, но пока у него нет мудрости, он хочет признания, хочет чего-либо. Иногда признание – это больше, чем деньги. Пока мы живы, мы не можем избавиться от эго полностью.
Далее Ари пишет, что «казалось бы, десять сфирот ступени Гуф должны облачиться в десять сфирот Левушим, однако это не так…». Это не так, потому что после второго цимцума Левушим и Эйхал стали внешними. Связь между Телом и Одеждой совсем не такая, как между Телом и Душой. Душа не могла бы жить в этом мире без тела. А без одежды человек жить может. И без дома. Дом и Одежда влияют на Тело и Душу, но они – внешние сосуды.
Что даёт человеку одежда? Тепло, комфорт, но помимо физического аспекта одежда даёт нам статус. Когда мы куда-то идём, мы наряжаемся, красимся, - и это даёт нам какую-то идею. Это какая-то маска, которую ты надеваешь. Когда ты идёшь на публичное мероприятие, тебе нужно надевать маску, чем больше публики, тем крепче должна быть маска. Ты не можешь «раздеваться» на публике, только среди близких людей. Одежда даёт Ор Макиф, какой-то Окружающий Свет, какую-то идею. Зоар – это тоже идея. Это внутренняя идея, которая пока не «одета» в нашем мире, она – внутренняя. У людей пока нет сосуда для такого Окружающего Света. Когда ты начинаешь изучать, твои сосуды становятся более тонкими, способными удерживать эту идею. И это сложнее, чем очищаться чтобы быть здоровым.
Быть здоровым – легче, чем держать идеи, которые есть в мудрости Каббалы. Есть правильную еду, делать физические упражнения и т.д. – это не так тяжело, а для того, чтобы держать идеи Каббалы нужно стараться гораздо больше, нужно быть в этом постоянно, не только изучать час в день, нужно стараться. И тогда эти мысли находятся вокруг тебя постоянно. Когда тебя окружает большой Ор Макиф, у тебя больше событийной вероятности, ты предвидишь события и у тебя больше выбора для принятия решений, таким образом, ты больше защищён.
Когда мы собираемся все вместе на всемирное мероприятие, например на Рош Ашану в Нью-Йорке, мы там постоянно, 24 часа в сутки находимся в этой энергии, и некоторые не выдерживают, уходят погулять на улицу или поесть в ресторане. Для тех, кто первый раз – это много.
И ещё один аспект одежды: когда люди надевают униформу, они объединяются, так как у них образуется подобная форма. Между всеми сфирот есть подобие, как по вертикали, так и по горизонтали. Сверху вниз – означает, что есть один и тот же Свет – от Кетера до Мальхут, а по горизонтали – означает, что есть одна и та же функция. Например, руководитель компании, все руководители должны иметь одинаковые навыки, или продажники, неважно что продавать, наркотики или детское питание, навыки у продажников должны быть примерно одинаковые.
Далее Ари пишет, что «три уровня парцуфа Атик мира Ацилут окружают три соответствующие ступени мира Адам Кадмон». Шореш, Нешама и Гуф, эти три уровня, объединяются с Атиком мира Адам Кадмон.
Шореш, Нешама и Гуф мира Адам Кадмон одевают на себя Шореш, Нешаму и Гуф парцуфа Атик мира Ацилут, а Шореш, Нешама и Гуф парцуфа Атик мира Ацилут облачаются в Шореш, Нешаму и Гуф парцуфа Арих Анпин мира Ацилут. А Шореш, Нешама и Гуф Арих Анпина облачаются в парцуф Аба, и далее – таким же образом
-
Каким образом? Ведь десять сфирот Гуфим мира Адам Кадмон одеваются внутрь десяти сфирот Шорашим Нешамот десяти сфирот парцуфа Атик мира Ацилут, а те облачаются в десять сфирот ступени Нешамот парцуфа Атик мира Ацилут, а Нешамот облачаются в десять сфирот Гуфим парцуфа Атик мира Ацилут. И далее – таким же образом: Шореш, Нешама и Гуф Арих Анпина одеваются на Гуфим парцуфа Атик. И далее таким же путём: три ступени Аба одеваются на Арих Анпин. Так же и три ступени парцуфа Има – на Абу. И три ступени Зейр Анпина – на парцуф Има. А три ступени парцуфа Нуква – на Зейр Анпин. Таким образом теперь наполнились уровни Гуфим вплоть до Нуквы парцуфа Зейр Анпин.
Здесь Ари и Рав Ашлаг объясняют облачение Шореш, Нешамы и Гуф, а Левуш и Эйхал – как будто отключены. То есть, между Телами с Душами и Светом внутри них есть связь, а между Одеждами и Домами разных миров связи нет, так как они – внешние.
На иврите есть поговорка, которую на русский язык можно перевести как: «Лучше меньше, да – лучше». Когда ты знаешь больше, тебе сложнее, с одной стороны, но, с другой – проще. Например, когда ты знаешь больше законов Алахи, тебе проще «обойти» некоторые из них. Несведущим может показаться, что это – манипуляция. Это выглядит так, если смотреть на мир с позиции «чёрное/белое». Например, есть закон, что в Шаббат ты не можешь ездить на машине, но – можно, если ты выходишь на время из пространства Шаббата чтобы сохранить поток. Или, например, то, что дочери Лота вступают с ним в интимные отношения, а в результате род продолжается, и потом рождается царь Давид. С одной стороны, - грех, зло, а с другой? Так иногда в нашей жизни наступают тяжёлые времена, и мы думаем, что это зло, а потом понимаем, что это было во благо. Но в тот момент нам тяжело благодарить за это Творца. Когда ты понимаешь, что всё – от Творца, ты становишься очень спокойным. Нам нужно верить Ему, мы недостаточно доверяем Ему.
Конечно, это не означает, что нужно сознательно грешить, а потом сделать Тшуву и вернуться. Когда ты останавливаешься перед тем, как совершить негативный поступок, тебе Творец даёт эту паузу, чтобы ты не совершил эту ошибку.
Иногда люди совершают негативные поступки во имя Бога, например, Крестовые походы. Крестоносцы убивали тысячи людей, которых считали неверными, потому что читали Ветхий Завет поверхностно, где сказано: «Не оставляй никого в живых». Они поняли это выражение буквально. Сказано, что когда сделали перевод Торы на греческий язык, мудрецы плакали, так как знали, что пока люди не готовы получить всё, а часть отдавать нельзя, часть будет понята неправильно. Как Раби Шимон плакал из-за того, что не мог не раскрыть секреты, и не мог раскрыть. Если бы он не раскрыл секреты мироздания, то не открыл бы путь, а если бы раскрыл – то люди с неправильным сознанием могли бы использовать их во вред. Авраам постиг законы Торы интуитивно, а если понимать их буквально, то можно безнаказанно убивать и разрушать, все люди в мире, независимо от вероисповедания, готовы убивать других.