
Урок 228
Материалы
- Аудиозапись
Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.
Тезисы:
Глава 11
Три Эвеля из АХАП превратились в сосуды для Нефеш, Руах, Нешама
-
Но так как в стадии Айн не было настоящего Эвеля, а лишь одно Рэиа, из которого только и создались сосуды, в то время как в Озен, Хотэм и Пэ не было возможности без настоящего Эвеля сделать даже сосуд, потому, когда появился настоящий Эвель, - проявились Нефеш, Руах и Нешама.
Мы изучаем мир Ацилут. Слово «Ацилут» образовано от словосочетания «эцло», «у него», то есть, «у Света». В мире Ацилут нет желания получать для себя. Надо понимать, что всё относительно.
Как вы думаете, желание новорождённого ребёнка и взрослого человека, которым он будет, когда вырастет, одинаково? Мой ответ сейчас: да. Основа одна, те желания, которые будут у него во взрослом состоянии, будут дополнительными. Ребёнок рождается с потенциалом, в котором есть всё, но он пока не раскрыт. Когда человек проходит тяжёлые ситуации в жизни, у него раскрываются какие-то силы, которых раньше не было. Эти силы были в его потенциале, но не были реализованы до тех пор, пока не произошла эта ситуация, и он решил вместо того, чтобы закрыться, идти вперёд. А если человек решил закрыться, то, как сказано: «Творец не оставляет раненых на поле боя», что означает, что будет ещё такая ситуация, которая заставит этого человека открыться. У нас нет выбора. У нас есть иллюзия, что есть время, пространство и движение, и как будто, у нас есть выбор. Но на самом деле, выбора у нас нет. С точки зрения вечности Творца, Он уже предвидел то, что будет. А мы: хочу - не хочу, я устал… Если мы живём в иллюзии времени, пространства и движения, нам кажется, что в данный момент у нас есть выбор. Но на самом деле – нет.
Ор Пними
10. «…из которой только и создались сосуды, в то время как в Озен, Хотэм и Пэ не было возможности сделать без настоящего Эвеля даже сосуды…»
Читая тезис и объяснение Рав Ашлага, кажется, что есть противоречие. Но надо помнить, что сопротивление делаем на Ор де-Хохма. С точки зрения авиют, Хохма - это бхина алеф, там нет желания получить для себя. Поэтому не нужно делать сопротивление, следовательно, нет Ор Хозера, нет Эвеля. Хохма - это «hу уШмо эхад», «Он и Его Имя - одно», нет желания получать для самого себя, но Хохма является источником для всех остальных сфирот, которые ниже её.
В Озен, Хотэм и Пэ меньше Света Хохма. Получить его можно только через сопротивление.
Рав Ашлаг объясняет, что на уровне Эйнаим, Глаз, не создаётся никаких сосудов, так как нет Эвеля. Но без Света Хохма, называемого «Рэиа», не было бы никакого Зивуга де-Акаа и не создались бы никакие сосуды на уровне АХАП.
Свет Хохма реализуется постепенно сверху вниз. Это как родители и дети. Мы даём детям пример, мы их толкаем, и они постепенно реализуют наш Свет. Наше желание получить помогает им делать сопротивление и расти.
20. «…потому, когда появился настоящий Эвель, проявились Нефеш, Руах, Нешама.»
Эвель бхины далет, распространяющийся из Пэ вниз, превращается в сосуд для Нефеш. Надо помнить о том, что есть противоположная связь между тем, кто притягивает Свет, и тем, где этот Свет будет реализовываться.
Сама бхина далет раскрывает Свет Кетер, Свет Йехида. Но в конце концов в бхине далет будет Свет Нефеш. А в бхине гимель - Руах. А в бхине бэт - Нешама.
Здесь Ари и вслед за ним Рав Ашлаг объясняют разные виды бхинот. Надо помнить, что Ари преподавал для мудрецов, которые знали Десять сфирот и задавали вопросы. Поэтому Ари не преподавал системно, это сделал потом его ученик Раби Хаим Виталь, и затем структурировал Рав Ашлаг. Рав Ашлаг мог сам написать Учение о Десяти сфирот, но тогда его обвинили бы в том, что он это придумал. Он хотел раскрыть то, что написал Ари.
Глава 12. Поясняет зивуг первого истаклут, относящегося к Эйнаим в АХАП, в результате которого появились сосуды Рош, и зивуг второго истаклут, в результате которого образовались сосуды Гуф
Из Света истаклут в Ор Хозере Нефеш, Руах, Нешама, которые являются бхиной далет, гимель и бэт, образовались сосуды
-
Нужно понять, что такое Рэиа, являющееся истаклут Эйнаим. Рэиат Эйнаим продолжило от них истаклут в Нефеш, Руах, Нешаму, и в результате этого истаклута появились сосуды. В этом внутренний смысл слов: «Ваира Элоким эт а-Ор…» («И увидел Бог, что Свет хорош, и отделил…». Потому что Руах и Нешама называются «Светом», а Нефеш называется «эт», ибо Нефеш – это Мальхут, называемая «эт».
Ари говорит, что есть два вида Зивуга: Зивуг в Голове и Зивуг в Теле.
Руах и Нешама называются «Свет», а Нефеш, Мальхут, - «тьма».
Ор Пними
-
«Рэиат Эйнаим продолжило от них истаклут в Нефеш, Руах, Нешама…»
Распространение Бесконечности в зивуг де-Акаа для создания сосудов называется «Рэиа», «Зрение». Когда мы смотрим, есть какое-то распространение Света.
Когда мы смотрим на ситуацию, то делаем какую-то интерпретацию. Наше духовное зрение создаёт новую реальность. Двенадцать разведчиков видели страну Израиль, но каждый видел по-своему. Из-за того, что они считали, что великаны видели их как муравьёв, они создали другую реальность. А другие считали, что могут победить великанов.
Михаэль в одной из лекций говорил, что у Творца никогда не было намерения, что народ Исраэль будет в изгнании. Они попали в изгнание потому, что видели так эту ситуацию. Если бы они приняли и сказали бы, что всё - к лучшему, был бы совершенно другой сценарий. Мы судим ситуацию, себя, поэтому может быть долгое отключение. Есть то, что произошло.
Но человек не видит всё, он хочет видеть полную картину. Из-за того, что он видит часть картины, он начинает интерпретировать, додумывать, анализировать, и тем самым иногда искажает реальность. На самом деле всё не так. «Он меня игнорирует, потому что я сказал это вот так. И он рассказал это тому, поэтому тот тоже меня игнорирует…». Создаётся ложная картина. Факт - что человек сейчас с тобой не общается, но почему это так, то, что ты придумал - это ложная реальность. Мы иногда в плохом настроении с кем-то не поздоровались, а он начинает думать, что чем-то нас обидел, или что-то не так сделал. А на самом деле это никак не связано с этим человеком, связано с нами.
Распространение Света Бесконечности для создания сосудов происходит через Зрение. Это есть процесс четырёх бхинот.
Ор Яшар Света Хохма раскрывается от бхины бэт, гимель и далет. Здесь Рав Ашлаг говорит об очищении масаха в теле. Мы говорили о том, что настоящие сосуды есть только в Теле, в Голове есть только корни сосудов. Сосуды появляются только после очищения масаха Тела.
Настоящие сосуды появляются только в результате нехватки, потери. Процесс наполнения желания - только через потери. Ты что-то имеешь, потеряешь это, или контроль над ним, и тогда появляется настоящее желание. В начале процесса Творения нет настоящего желания. Так создаётся союз между нами и Творцом. Пока человек не ощутит потерю контроля и не осознает, что только Творец может ему дать… Даже если мы делаем сопротивление в голове, это пока не наше. Это как подписанный, но не реализованный контракт. Поэтому нам нужно менять то, как мы смотрим на эти ситуации в жизни. Мы привыкли к комфорту и не хотим развиваться. Это наша природа. Мы готовы сделать только какой-то определённый вид сопротивления, и всё. Мы боимся. Только когда у человека есть настоящий трепет перед Творцом, он уже не боится тяжёлых ситуаций, потому что знает, что Творец добрый. И всё, что течёт от Него - всё к лучшему. Поэтому он не боится.
Нам сложно в это верить и не бояться, потому что материальный мир очень удобный, нам сложно отказаться от комфорта. Как только мы останавливаемся и присаживаемся, нам лень двигаться дальше. Но Творец заставляет нас это сделать.
На самом деле не Творец это делает, так устроена эта система, которая действует автоматически.
Что помогает нам двигаться? Имена Творца. Все Имена Творца. И все Имена, которые есть в Торе, в её четырёх ветвях (Пшат, Ремез, Драш, Сод).
Каждое слово Торы на уровне Пшат - это Имена Творца. Рав Ашлаг пишет, что только через буквы можно создавать парцуф, настоящую духовную систему. Когда мы читаем Тору в субботу, мы создаём сосуд для энергии недели. Поэтому Рав говорил, что без чтения Торы тяжело делать Тикун, потому что нет сосуда. Тикун - это продолжать, духовно расти.
Во время чтения Торы важно смотреть на буквы. В свитке Торы есть буквы и шипы. Это есть сосуды. Есть Таамим (Вкус) - это Свет, который распространяется в ступени. Есть Некудот (Точки) - это уровни, которые создаются во время очищения масаха. Тагин (Шипы) - это решимот (память) от Таамим. Отиёт (Буквы) - это решимот от Некудот. Поэтому важно правильно читать Тору, правильно произносить все буквы и воспроизводить мелодию. Огласовки в иврите могут менять смысл слов, например, означать действие в будущем (если Вав стоит с огласовкой патах), или - в прошлом. Язык Торы - древний иврит, Лашон аКодеш. Тот, кто читает Тору, как будто оживляет эти сосуды через Таамим (Музыку) и Некудот (огласовки). Он смотрит на решимот, там есть память, и поёт, тем самым вызывает к жизни эти сосуды. Это как воскрешение мёртвых.
Поэтому во время чтения Торы важно также смотреть на буквы, так создаётся полный эффект. Нужно в течение недели изучать главу, понимать, какие в ней сокрыты секреты, какие уроки ты можешь выучить. Не просто прийти послушать Тору, а знать, что там написано, изучать. Всё это создаёт большой эффект.
Рав Ашлаг говорит, что комбинации букв создают духовные структуры. Когда у человека нет структуры, то для него всё - случайно.
Когда человек находится на уровне Двойного сокрытия Лица Творца, для него всё в жизни - рассеянные хаотично буквы. Это как разбросанные детали Лего.
Важно делать медитации во время связей, они прекрасно изложены в нашем Сидуре. Эти медитации - важные дополнения, которые создают структуры.
-
«Потому что Руах и Нешама называются «Свет»…»
Рав Ашлаг пишет, что «сами по себе уровни Руах и Нешама Ор Яшара ещё до очищения масаха и его подъёма от Мальхут до их уровня не являются настоящими сосудами, сосуд есть только в бхине далет, а три первые бхинот Ор Яшара считаются подготовкой для создания сосуда».
Так в жизни, у тебя есть идея что-то создать, и ты создал что-то. Но это - только три первые бхинот! Настоящий твой сосуд будет создан, когда ты это потеряешь, и снова создашь! Только сейчас это настоящий сосуд! Всё, что было до этого, - только приготовление! А мы неправильно видим ситуацию. Ты думал, что это - твоё. А это не было твоим, пока ты не потерял! Это был Ор Яшар, который распространяется, чтобы создать сосуды. И, если мы это понимаем, мы не расстраиваемся, мы продолжаем. Но это тяжело. Это временные потери, чтобы получить больше. Когда ты чувствуешь, что это - твоё, тяжело от этого отказаться.