
Урок 237
Материалы
- Аудиозапись
Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.
Глава 8 Начинает выяснять порядок развития десяти сфирот, выходящих одна ниже другой, которые называются: АА, АВИ и ЗОН, или Гульгальта, АБ, САГ, МА, БОН, происходящих одна из другой по пути причины и следствия
1)Выяснение развития пяти парцуфим ГАСМБ (Гульгальта, АБ, САГ, МА, БАН) и рождения их друг из друга
Рав Ашлаг пишет: «Теперь выясним порядок развития парцуфим один из другого, и то, как они следуют друг из друга в обязательном порядке, в качестве "предшествующего и последующего". Но для того, чтобы язык сделать более кратким и расширить в понимании, будем называть пять бхинот Рош (Головы) именами: Гульгальта (Череп), Эйнаим (Глаза), Озэн (Уши), Хотэм (Нос), Пэ (Рот). А пять бхинот Гуф – именами: Кетер, Хохма, Бина, Зейр Анпин, Мальхут.
Очищение масаха назовем подъёмом, т.к. подъём означает очищение, высветление, как известно. И если мы, например, захотим сказать: "произошло очищение бхины далет до бхины гимель", то скажем, что "Мальхут поднялась в Зейр Анпин". И надо стараться не забыть этого».
Здесь Рав Ашлаг объясняет, что сфирот Головы имеют следующие наименования: Кетер – это Гульгальта, Череп. Хохма – это Глаза. Уши – Бина. Нос – Зейр Анпин. Рот – Мальхут.
А очищение масаха называется «подъёмом». Что значит, что масах очистился с бхины далет до бхины гимель? Это значит, что он стал тоньше, его способность оттолкнуть Свет стала меньше, и соответственно, его желание получить тоже стало меньше. В Чистой системе, которую мы сейчас изучаем, масах соответствует уровню желания. Масах означает: «сколько я могу хотеть получить ради Творца», и это желание прямо пропорционально способности оттолкнуть Свет.
2)Четыре вида наполнений, существующие в четырех буквах ЙКВК, которыми являются АБ, САГ, МА, БОН
«А имена пяти парцуфим: Арих Анпин, Аба, Има, Зейр Анпин и Нуква, назовем именами: Гульгальта, АБ, САГ, МА, БАН. Это соответствует гематрии (числовому значению) четырех наполнений, действующих в имени ЙКВК.
Таким образом, парцуф Арих Анпин, являющийся Кетером, назовем "Гульгальта".
Парцуф Аба, являющийся Хохмой и называющийся также "АВИ (Аба ве-Има)", будем называть "АБ", означающий ЙКВК в наполнении "Йуд".
Наполнение – это милуй. ЙКВК можно написать: Йуд, Хей, Вав, Хей. А каждую букву можно транлитерировать: Йуд – это Йуд, Вав, Далет; Хей-Йуд; Вав-Йуд-Вав; Хей-Йуд, что в сумме составляет АБ (ивр. буквы Айн-Бэт, числовое значение которых в сумме составляет 72).
И парцуф Има, являющийся Биной и называющийся также ИШСУТ (Исраэль Саба у-Твуна) будем называть "САГ", что означает ЙКВК в наполнении "Йуд" с буквой Алеф в "Вав", а именно: Йуд-Вав-Далет; Хей-Йуд; Вав-Алеф-Вав; Хей-Йуд, что в сумме дает САГ (Самех-Гимель, 63).
А парцуф Зейр Анпин назовем "МА", в значении ЙКВК в наполнении "Алеф": Йуд-Вав-Далет; Хей-Алеф; Вав-Алеф-Вав; Хей-Алеф, что в сумме дает МА (Мем-Хэй, 45).
Парцуф Нуква, являющийся Мальхут, будем называть "БАН" (Бэт-Нун, 52), и это ЙКВК в наполнении "Хей": Йуд-Вав-Далет; Хей-Хей; Вав-Вав; Хей-Хей».
Смысл этих наполнений и вычислений Рав Ашлаг объясняет в книге «Паним меирот у-масбирот», комментарии к книге Ари "Эц аХаим", при выяснении РАПАХ Ницуцим (двухсот восьмидесяти восьми искр).
Возникает вопрос: какой ЙКВК Кетера? Просто Йуд Хей Вав и Хей. Кетер – источник всех. Все остальные являются интерпретацией Кетера, его реализацией, распространением. Кетер включает в себя всё. Чем больше мы спускаемся вниз, тем больше материала. Кетер – это связь с Бесконечностью, там – корни всего, в состоянии «коах», потенциала.
Парцуф АБ, Хохма – это ЙКВК в наполнении Йудим – потому что Йуд символизирует Хохму, поэтому все буквы тетраграмматона мы наполняем буквой Йуд.
Парцуф САГ, Бина – это ЙКВК в наполнении Алеф. Центральная наклонная палочка буквы Алеф символизирует цимцум бэт, она как масах, по обе стороны её – две маленькие буквы Йуд, которые символизируют верх и низ, разделение, которое произошло после цимцума бэт.
Парцуф МА, Зейр Анпин, - это ЙКВК в наполнении Алеф, что означает, что он уже полностью под влиянием цимцума бэт.
Что касается парцуфа БАН, то здесь Рав Ашлаг пока не дал объяснения.
3)Десять первых сфирот в кав Эйн Соф называются миром Адам Кадмон. И его уровень – до Кетера. Зивуг на каждый парцуф должен происходить в более высшем
Кав – это линия Света, который течёт из Бесконечности. Первые десять её сфирот, которые вышли после цимцума, называются "Адам Кадмон". Мы мало говорим о мире Адам Кадмон, потому что мы с ним пока не связаны. Кетер – это Замысел Творения. Кетер – это место, где пока у сосуда нет выбора. Он должен отражать, должен сопротивляться. О не должен получить для себя. Сосуды мира Адам Кадмон после цимцума бэт – это идеальная модель человека, к которой можно подключиться после того, как человек пройдёт через Двойное и Одинарное Сокрытие Лица Творца. То есть, после того как человек начинает видеть, что есть Наблюдение Творца, и поднимается через уверенность, и тогда он подключается к этой реальности.
В мире Адам Кадмон есть пять парцуфим: Гульгальта, АБ, САГ, МА, БАН. Парцуф – это структура, в которой есть Рош (Голова), Тох (Туловище) и Соф (Окончание). И в общем он называется миром Кетера, или миром Адам Кадмон. Причину того, что весь он называется Кетером, мы уже выяснили. Причина в том, что он использует масах бхины далет, который состоит из четырёх бхинот. Когда мы говорим, что масах очищается с бхины далет до бхины гимель и так далее, мы говорим только о бхине далет. Внутри неё очищаются пять уровней масаха (четыре бхинот и их корень). Масах бхины далет используется только в мире Адам Кадмон.
И следует знать, пишет Рав Ашлаг, что зивуг де-Акаа для десяти сфирот Головы каждого парцуфа должен происходить во Рту высшего парцуфа, как это объяснил здесь Ари (в главе 12), описывая четыре мира АБЕА. Так же и зивуг для создания десяти сфирот де-Ацилут происходит в мире, который выше него, то есть, в мире Адам Кадмон.
Для создания Брия происходит зивуг в Ацилуте. Для создания мира Йецира – в мире Брия. Для создания мира Асия зивуг де-Акаа происходит во Рту мира Йецира.
Объясним коротко процесс создания миров. Желание получить притягивает Свет к себе, это называется «Голова». Масах Головы, который называется «Пэ», «Рот», отталкивает Свет обратно, появляется Ор Хозер, Обратный Свет. Ор Хозер одевает Ор Яшар, Прямой Свет. Ор Хозер и Ор Яшар спускаются ниже масаха, в Тело. То есть, всё то, что Мальхут отталкивала, она получает, она это зарабатывает. Это уже тот Свет, который Мальхут может получить благодаря намерению не получить для себя. В нашем мире это – внутренний процесс. Это означает, что я готов получить не ради себя, а ради Творца.
Когда Ор Хозер и Ор Яшар спускаются ниже Рта, в Тело, это уже есть получение. Получение происходит от Рта до Пупка. Но Свет хочет спуститься и ниже Пупка, что невозможно после цимцума. Прямой Свет не может спуститься в бхину далет парцуфа. Этот Свет, который не может зайти, называется «Ор Макиф», «Окружающий Свет», он бьёт масах. Этим объясняется наличие у нас двух мнений: 1) нужно получить ради Творца; 2) я должен получить, так как был создан для того, чтобы получить. Первое мнение означает, что мне нужно делать духовную работу, служить Творцу. Второе мнение – Творец ведь создал меня, чтобы я получал. Тогда почему бы мне не получить? И эти два мнения живут внутри нас. И эти два мнения бьют друг друга. Но желание получить – это закон. Желание получить – это не плохо. Желание получить было создано Творцом.
Итак, Свет бьёт масах, чтобы зайти в бхину далет до тех пор, пока масах не решит, что не будет получать больше. Потому что это опасно, если Свет ещё раз попросит, я сдамся и буду получать для себя. В этот момент, когда масах Тела полностью очистился, он поднимается и объединяется с масахом Головы, потому что они оба не хотят получить. Начинается новое совокупление, зивуг, Свет совокупляется с масахом. Во время этого совокупления в масахе, в том, что поднялся от Пупка, пробуждается воспоминание (решимо) о получении, то есть, снова пробуждается желание, и тогда масах должен обратно спуститься внутрь Тела.
Желание не различимо, когда сосуд наполнен. Когда масах Тела очищается, не видно, что он голодный. Но, как только появляется голод, становится видно, кто откуда. Ты видишь, кто есть друг, когда проблема, когда есть голод.
Именно это имел ввиду Рав Ашлаг, говоря, что совокупление для создания нижнего мира происходит во Рту верхнего.
Глава 9 Выясняет порядок создания парцуфа Гульгальта де-Адам Кадмон
1)Десять сфирот, принадлежащих Рош де-Гульгальта де-Адам Кадмон
«Рассмотрим сначала парцуф Гульгальта – первый парцуф в мире Адам Кадмон. В самом начале, как известно, Эйн Соф распространяется для зивуга де-Акаа на масах сосуда Мальхут. И тогда поднимается Ор Хозер Анидхе, который был оттолкнут от сосуда Мальхут, и одевает четыре фазы Ор Яшара до уровня Кетер».
Здесь Рав Ашлаг впервые упоминает термин «Ор Хозер Анидхе». В Части 4 он объясняет, что есть 13 видов Ор Хозера.
«Известно также, что это облачение десяти сфирот Ор Яшара в десять сфирот Ор Хозера называется десятью сфирот де-Рош, что означает корни, зародыши сосудов, так как облачение Ор Хозера снизу вверх достаточно только для восприятия Света в парцуфе, а не для его реального облачения».
Мы знаем, что Ор Хозер является альтернативным сосудом получения вместо Мальхут, потому что Мальхут после цимцума не является законным сосудом получения. Желание получить для себя не может быть сосудом. Намерение должно быть – ради Творца, то есть, только через Ор Хозер. Ор Хозер означает: «я хочу получить, но не так». После цимцума голод не может быть единственным сосудом, его должно сопровождать иное намерение, которое называется «Дать Творцу удовольствие», или «Получить ради Создателя». Свет раскрывается из-за того, что есть голод, и есть сила отталкивания. То есть, Свет раскрывается из-за того, что у нас есть голод, и из-за усилия, которое мы делаем. Если нет голода, то нет и усилия. Если нет любви к чему-то, то не от чего и отказываться. Поэтому наша работа – внутренняя, между нами и Творцом, не внешняя. Если ты знаешь, что тебе нужно делать сопротивление, тебе становится легче. Потому что, если ты делаешь сопротивление и говоришь об этом, люди знают, что ты делаешь сопротивление, и тебе становится легче. А, если никто не знает, то – тяжелее.
Итак, сосуды Головы – это корни сосудов, это соглашение на получение. Когда ты делаешь сопротивление, отталкиваешь Свет, твой сосуд трансформируется из сосуда получения в сосуд дарования. Тогда формируются правильные условия для получения. Но пока ты не получил, ты только согласился получить. Получение происходит в Теле. Как еда, когда в Песах мы делаем благословения – сначала Кидуш. Это и есть сопротивление. И потом пьём четыре бокала вина. Делаем благословение на мацу и едим четыре мацот, мы кормим свой Мальхут, который позади Зейр Анпин, мы даём через Даат (Горло) в Тело. Мы кормим то, что называется «Рахель», которая символизирует материальный мир, в отличие от Леи, которая символизирует духовный мир. Когда мы знаем, что мы делаем, мы больше влияем, потому что являемся представителями всех этих сфирот на Земле.
Рав Ашлаг пишет, что «облачение Ор Хозера снизу вверх достаточно только для восприятия Света в парцуфе», то есть только для того, чтобы его забрать, но не одевать его полностью. Мы определили, сколько можем получить ради Творца, и теперь Свет должен распространиться ниже масаха.
2) Причина распространения Мальхут де-Рош в десять сфирот в том, что каждая ступень, которая притягивает Свет для высшего, тоже удостаивается его
«Как известно, в высших мирах законом является то, что всякая ступень, ставшая причиной прибавления Света для более высшей ступени, - весь этот дополнительный Свет возвращается и дается также и той ступени, которая вызвала это прибавление».
Из-за того, что Мальхут в Бесконечности была единственным сосудом получения, и в ней есть сила сопротивления, она даёт каждой сфире возможность получить Свет, чтобы он был заметен. Не с точки зрения Ор Яшара, который всегда наполняет сосуды, а с точки зрения сосуда, чтобы он чувствовал, что что-то добавил. Благодаря Мальхут каждая сфира получает ту силу, которая ей необходима для того, чтобы преодолевать то желание получить, которое есть в этой сфире. Если в Кетере есть очень маленькое желание получать, тогда ему нужна только одна сфира Ор Хозера, очень маленький Свет от Мальхут. А в Мальхут есть огромное желание получать, поэтому в ней будет десять сфирот Ор Хозера. И таким образом все сфирот оказываются сбалансированными. И так, благодаря этим добавкам, сама Мальхут получает весь этот Свет.
Это тот принцип, которому научил Рав Брандвайн нашего Рава. Когда Рав прилетел из Америки к Раву Брандвайну чтобы изучать Каббалу, тот отправил его паковать Зоары и отправлять их по почте. Рав Брандвайн сказал: «То, что мы можем изучать вместе – это очень ограничено. Но все изучения, которые сделают люди, получившие через тебя книги, Свет этих изучений будет проходить через тебя. Поэтому ты получишь гораздо больше!». Если мы читаем Зоар – это одно, а когда даём Зоар кому-либо – это гораздо больше. Но нам-то хочется чувствовать: я читаю, изучаю, но то, что мы даём другим – гораздо больше!
«Мальхут не получила Свет, относящийся к ней, а возвратила его обратно, и этот возвращённый, отражённый Свет стал облачением для Высшего Света, посредством чего был воспринят Высший Свет в Рош. Если бы не этот Ор Хозер, не был бы Ор Эльон воспринят там вообще».
Таким образом, все десять сфирот Головы являются причиной распространения внутри сосуда самой Мальхут. И это – полные сосуды получения. В духовных мирах это происходит одномоментно. А в нашей жизни есть время и пространство. И это очень хорошо, потому что даёт нам свободу выбора. Когда человек сделал усилие, он уже получил Свет. А когда он будет одеваться – не сразу. Потому что, если бы наполнение происходило сразу, все были бы вынуждены делать духовную работу. Поэтому есть время и пространство, Слава Богу.
3)Десять сфирот, принадлежащие Тох Гульгальты де-Адам Кадмон
«И поэтому возвращается Ор Хозер, чтобы светить в сосуде Мальхут, таким образом, что расширяет её до пяти бхинот Кетер, Хохма, Бина, Тиферет и Мальхут. И светят также десять сфирот Ор Яшара, принадлежащие Рош, и распространяются в десять сфирот Мальхут, до Мальхут, что в ней, называющейся "Табур". И эти пять бхинот распространения Мальхут становятся законченными сосудами для распространения Ор Эльона в парцуфе, и потому они называются "Гуф".
На самом деле, это ещё не законченные сосуды, не «кли гамур». Закончен сосуд тогда, когда ещё остаётся место, ещё есть желание. Если масах бхины далет, то Ор Хозер – до Кетера, и значит, что в Кетере есть Свет Кетер, а в Хохме – Свет Хохма и так далее. Когда сосуд полностью наполнен, у него нет желания. И получается, что Свет отменяет сосуд. Поэтому недостаточно первого распространения Света – парцуфа Гульгальта. Должно быть очищение.
Надо понять, что наши желания до Конца Тикун никогда не будут полностью наполнены. Если ты полностью доволен, уже в нирване, тогда зачем ты здесь? Ты больше не являешься сосудом для Света Творца. Ты Его уволил! Поэтому наш сосуд должен быть не наполненным полностью. И это парадокс! Нужно быть, с одной стороны, - благодарным, а с другой – голодным.
4)Десять сфирот, принадлежащие Соф Гульгальты де-Адам Кадмон
«Но от Табура и ниже не может Ор Эльон более распространяться там по причине цимцума и масаха, стоящего в нём. И потому светит там Ор Хозер без Ор Яшара, в котором нет силы, чтобы распространиться, и потому он (масах) завершает парцуф.
Итак, мы выяснили Рош, Тох и Соф первого парцуфа мира Адам Кадмон, который называется "парцуф Гульгальта".
Глава 10 Выясняет второй парцуф, относящийся к миру Адам Кадмон, который называется "АБ"
Здесь начинается подготовка к Части 5.
1)Ор Макиф производит очищение масаха бхины далет до бхины гимель
«Тебе уже известен закон очищения, действующий в авиют сосуда Мальхут. Где несмотря на то, что авиют сосуда Мальхут, – она притягивает и она является причиной всего существующего уровня в парцуфе, после того как был притянут туда Ор Эльон и облачился в парцуф, - в природе Ор Макифа очищать, высветлять авиют, принадлежащую Мальхут.
И поэтому, после того как облачился Ор Эльон в парцуф Гульгальта мира Адам Кадмон, он вызвал высветление авиют бхины далет в масахе, стоящем в его Мальхут. И вследствие этого вышел новый масах в Мальхут бхины гимель».
Очищение масаха означает, что есть ковка между Ор Макифом и Ор Пними, есть несогласие между Ор Макифом, который хочет зайти внутрь, а Ор Пними говорит, что достаточно того получения, которое было до Пупка. И поэтому Ор Макиф очищает масах, чтобы он дал ему возможность зайти ниже Пупка. Так масах очищается с бхины далет до бхины гимель, благодаря чему происходит добавление Света.
Весь этот процесс происходит ради рождения нового парцуфа.
Между мудрецами не должно быть зависти, только белая зависть. Если ученики начинают что-то понимать и делиться с другими, учитель должен радоваться этому. Ученики понимают что-то, исходя из своей логики, отличной от логики учителя, и это добавляет ему. Поэтому сказано, что зависть между мудрецами раскрывает даже больше Света.
Поэтому добавление нового парцуфа – это не уменьшение старого. Мы должны добавлять разные виды сосудов, каждый из которых хочет другой вид Света, добавляет другой цвет. И это создаёт красоту в этом мире.