
Урок 242
Материалы
- Аудиозапись
Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.
На прошлом уроке мы начали изучать Часть 4 Талмуда 10 сфирот. В этой книге Рав Ашлаг объясняет парцуф Гульгальта мира Адам Кадмон. В Части 1 говорится о Кав и цимцуме. В Части 2 говорится о десяти сфирот игулим, первых сосудах после Бесконечности, а также о масахе в Мальхут. Из-за масаха создалась Кав, Линия, начало её называется «Адам Кадмон». В Части 3 Рав Ашлаг объясняет разные виды сфирот. В Части 4 он объясняет структуру мира Адам Кадмон.
Глава 1. В ней выясняется Голова и Тело Адам Кадмон до Пупка, когда в 10 сфирот Головы ещё не проявлен сосуд, а в 10 сфирот Тела проявлен первый сосуд, который называется «Кетер», 10 сфирот определяются в этом сосуде по мере удаления их от бхины далет. Находящиеся же в одном сосуде называются «Акудим».
«Акудим» означает «связанные, привязанные».
Не существует у нас сил исследовать что-либо выше мира Ацилут
1) Как известно, не существует в нас сил исследовать что-либо, предшествующее проявлению 10 сфирот, и потому не нужно искать этому сходство ни в каком образе или форме (1). Для пояснений же и описаний должны мы пользоваться языком аллегорий и сравнений (2). Потому хотя и используем образ как реальность, но вверху его не существует, а все это лишь для более легкого пояснения.
Ор Пними
1.Всё, определяемое нами как свойства в мирах, относятся и нисходят из мира Ацилут и ниже, т.е. из мира, в котором уже проявились 10 сфирот и исправление линий (Кавим), на основе «Хесед, Дин и Рахамим». Но выше мира Ацилут, т.е. прежде того, как проявились 10 сфирот, не за что нам там еще зацепиться, чтобы могли мы различить какое-либо подобие или изменение форм меж двух сфирот».
Выше мира Ацилут есть только один сосуд – Мальхут. Нет достаточного Ор Хозера, кроме как у Зейр Анпина и Мальхут, для распространения и создания чего-либо.
Что касается Трёхколонной системы: Хесед – это Сострадание, Дин – Суд, Рахамим – Милосердие, Центральная колонна. Рахамим – это когда человек не заслуживает, а ты ему даёшь.
«Потому как начало постижения начинается с одевания 10 сфирот в 10 сосудов, т.е. с Ацилут и ниже.
И это то, о чём пишет Ари, что не существует в нас сил исследовать что-либо, предшествующее проявлению 10 сфирот. И потому не следует уподоблять и сравнивать с каким-либо образом или формой. Так как прежде того, как проявились 10 сфирот, раскрывшиеся в мире Ацилут, 10 сфирот эти были подобны Свету без сосуда, предназначенного для него. А как известно, нет у нас возможности постичь что-либо в Свете без сосуда».
Мы живём в мире Тикун, который основан на 10 сфирот и Трёхколонной системе. Язык, который мы используем, связан с миром Тикун. Мир Адам Кадмон не связан с миром, язык которого мы используем. Поэтому мы можем дать только намёк на то, что есть там, на духовные корни.
2. Это означает, что от мира Ацилут и ниже становится возможным косвенно указать нам на свойства высших духовных корней, находящихся выше, с помощью примеров и образов, взятых из реальности или системы управления нашего мира. Потому как всё множество творений и всевозможные формы их управления, находящиеся в нашем мире, развиваются постепенно и нисходят из высших миров по точному подобию отношения, как печать и оттиск с неё. Когда все детали, находящиеся в печати, отпечатываются и переходят на оттиск без какого-либо недостатка.
Об этом сказано мудрецами: «Нет ни одной травинки внизу, над которой не было бы ангела, управляющего ею вверху, который хранит её, бьёт и говорит ей – расти.» Этим они указывают нам на то, что нет ни малейшей частички в нашем мире, у которой не было бы корня в высшем мире. И корень этот действует во всяком проявлении, изменении состояния, во всем, что проявлено относительно нас в нашем мире.
И потому каббалисты нашли для себя особый язык, позволяющий передавать личные постижения высших миров письменно и устно от поколения к поколению. Они берут ветви нашего мира и с их помощью раскрывают то, что происходит в высших мирах, относящихся к этим ветвям».
Надо понимать, что до появления мира Тикун был Свет без сосуда. Там не было нехватки. В мире Акудим нет нехватки. В конце книги Рав Ашлаг объяснит, что какой-то вид нехватки всё-таки будет в парцуфе Гульгальта, когда парцуф АБ, следующий парцуф, будет наполнять парцуф Гульгальта. Тогда появится какой-то Свет не в своём месте.
Когда появляется желание? Когда ты что-то получил, ты наполнен, а теперь у тебя нет, и ты получаешь ниже уровнем. «У меня было это! А я не ценил!». Тогда начинается нехватка. И это тоже хорошо, потому что создаёт желание.
«А потому как подобные отношения между корнем и его ветвью берут свое начало только из мира Ацилут и ниже, т.е. с момента полного раскрытия 10 сфирот, а никак не раньше, то становится понятным, почему невозможно указать на более высшую реальность с помощью материальных ветвей. Ведь отсутствует у ветвей этих прямое отношение к ним (свыше), поэтому не способны они разъяснить понятия, к ним относящиеся».
Нашим языком невозможно описать то, что существует выше мира Ацилут. Это как перевести на английский русскую пословицу – потому что это не только язык, это и игра слов, и национальная культура, менталитет, состояние, память. Всё это вместе создаёт какое-то ощущение, которое ты не можешь передать посредством языка. Ты можешь дать только какое-то описание.
«И потому говорит Ари, что те примеры и образы, которые он использует в тексте, – это только для облегчения понимания, чтобы было нам за что зацепиться, чтобы было возможно хоть как-то указать нам на корни мира Ацилут. Но для этого вначале необходимо понять ветвь по её отношению к корню, находящемуся в мире Ацилут. А затем корень этот можно соотнести с его более высшим корнем, который находится в мирах, предшествующих миру Ацилут».
Главное изучение – о мире Тикун. Но чтобы он не «висел в воздухе», мы должны знать, с чего всё началось, о Бесконечности, о цимцуме, о Кав, о круглых сосудах и так далее до мира Тикун. Мы должны знать, для чего нужна Трёхколонная система, для чего нужны Чистая и нечистая системы. И для этого мы изучаем.
Рав Ашлаг пишет, что мир Ацилут является корнем миров Брия, Йецира и Асия. С мира Ацилут начинается наш мир Тикун. В мире Ацилут уже есть 10 сосудов, так как есть объединение Его Сути (Ацмут) с Милосердием, и Мальхут уже поднялась к Бине, таким образом Мальхут есть в каждой сфире. И уже есть мир Некудим, в котором было исправление только трёх верхних сфирот (ГАР). ЗАТ, семь нижних сфирот не были исправлены, поэтому произошло Разбиение сосудов (Швират аКелим). И потом появляется мир Ацилут, который исправляет «разбитые сосуды». Чтобы сделать исправление, нужно подключиться к масаху.
Масах есть, нужно к нему подключиться. Для нас он как будто не существует, но он есть. Масах – это закон. Цимцум – на языке Каббалы – это выбор. То, что нам нужно делать – цимцум, а масах есть. Он активируется, когда мы ведём себя эгоистично. Цимцум – это наше решение подключиться к масаху. Цимцум – это корень, это свободное решение сосуда в Бесконечности отказаться получить в бхину далет (для себя), а масах – это уже следствие этого выбора. Масах до мира Тикун работает автоматически, но там невозможно получить всё. Масах в нашем мире как будто скрыт, но, когда мы делаем выбор получить для себя, он активируется. Как занавес, который падает. Всё!
В начале духовного пути мы слепы, мы не видим. Но когда наши глаза открываются к Торе и заповедям, и мы достигаем уровня «Открытое Лицо Творца», мы начинаем видеть.
10 сфирот Ацилут – это Света и сосуды, и чтобы связать с их высшими корнями, необходима последовательность строения ступени – от Рош до Соф
2) Но знай, что 10 сфирот Ацилут – есть в них два качества (3): одно – распространение духовного Света, а второе – это сосуды и Эварим (Органы), в которых распространяется Его суть. И у каждого из них должен быть свой корень вверху, у обоих этих качеств. Поэтому нам необходимо изложение в последовательности ступеней – от Рош до Соф.
«Его Суть (Ацмут)» - это Ор де-Хохма, Свет Мудрости. Надо понять, что масах распространяется только на Свет Хохма, а на Свет Хасадим, Свет Милосердия, масах не распространяется. На чистое желание давать нет ограничений. На чистое желание давать не нужно делать сопротивление. Но у нас нет чистого желания давать, всегда примешана корысть, маленькая, невидимая, на короткий или долгий срок. Нет бескорыстных людей с самого рождения, у всех есть корысть в той или иной степени, и мы её очищаем по мере продвижения в нашей духовной работе. Поэтому нужно действовать, действовать постоянно, не останавливаться.
Некоторые люди изучают книгу и потом останавливаются, потому что не понимают. Нельзя останавливаться, нужно продолжать, даже если не понимаешь, потом вернись к этому и поймёшь. Мы пройдём Часть 4 побыстрее. Ваше задание – послушать уроки несколько раз. Нам нужно побыстрее перейти к Части 6 и далее, где объясняется мир Тикун.
Ор Пними
3. Говорится о распространении Светов, которые называются: Нефеш, Руах, Нешама, Хая и Йехида, и о сосудах и Эварим, которые называются: Кетер, Хохма, Бина, Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Йесод, Мальхут, или 5 парцуфим: Арих Анпин, Аба вэ-Има, Зейр Анпин и Нуква, в которые одеваются Нефеш, Руах, Нешама, Хая и Йехида. Всё, что связано с каждым из них, составляет отдельную тему для изучения, потому что пути распространения и раскрытия у них (Света и сосудов) отличны друг от друга. И не только отличны, а и полностью противоположны один другому.
Так, в сосудах, например, прежде проявляются высшие сосуды: сначала раскрывается Кетер, затем Хохма и в конце Мальхут. В Светах же наоборот – сначала проявляется Свет Нефеш, потом Руах и в конце раскрывается Йехида. Противоположны они, таким образом, друг другу всеми своими проявлениями и свойствами. И поэтому если не познаем мы их смысл во всей его полноте, в самом их корне, не спасет нас ничто от путаницы и беспорядка в этой науке».
Мы говорили о том, что есть противоположность между тем, где притягивается Свет, и где он одевается. Свет притягивает бхина далет, это высший Свет, Свет Йехида, и одеваться он будет в самый чистый сосуд – Кетер. Свет и сосуд противоположны, поэтому Свет не может одеваться в бхину далет, самый плотный сосуд.
Как мы объясняли, если ты сделал большое сопротивление, например, на улице тебя кто-то обидел, а ты не ответил ему. А одеваться это будет не там. Ты вечером откроешь книгу Рава Ашлага и – вау! – понял то, что долго не мог понять. Сопротивление, которое ты сделал, будет одеваться в чём-то другом, в более чистом месте, во время изучения или на Шаббате. Или ты сидишь и размышляешь о своей жизни, и вдруг понимаешь какой-то паттерн, как решить проблему. Когда в будние дни мы делаем большую работу, все эти вещи раскрываются в Шаббат. Поэтому Ари говорил, что в Шаббат лучше изучать Каббалу, ещё лучше – во время Минхи Шаббата, во время третьей трапезы.
Итак, сначала раскрываются маленькие сосуды: сначала Кетер, потом – Хохма и так далее, последней – Мальхут. А Свет – наоборот. Сначала проявляется самый низкий Свет – Нефеш, потом – Руах, и в конце раскрывается Йехида. Чтобы понять, почему это так, нам нужно изучить всё от начала до конца.
Рав Ашлаг в другой книге пишет, что есть Свет, который может распространиться в тело, если долго его держать в голове. Но нам сложно долго держать какую-либо идею в голове. Даже идею давать Творцу удовольствие. Легко держать её в голове, когда мы сидим на уроке. А потом ты занимаешься какими-то бытовыми вещами и забываешь об этом. Если ты голодный, ты забываешь о Творце.
«Поэтому должны мы говорить об этом в последовательности ступеней – от Рош до Соф, и тогда сможем понять смысл всего, исходя из его корней. Это даст нам возможность понять на каждой ступени, не смешивая между собой, виды и последовательности сосудов так, как это свойственно сосудам, а разновидности и порядок чередования Светов, как это свойственно Светам. И не будут тогда путаться эти понятия одно с другим».
Света, относящиеся к Гуф мира Адам Кадмон, от Пэ до Табура, называются «Акудим»
3) Сказано: «И видел во сне, и вот вожаки, поднимающиеся на стадо: Акудим, Некудим и Врудим (4) ...» Еще сказано: «...так как видел я всё, что делает тебе Лаван.» В этом отрывке указано на все те свойства, о которых мы здесь говорим. Так Лаван означает «Ловэн Эльон – высшая белизна», которая предваряет всё это нисхождение, и из неё исходят все эти качества: Акудим, Некудим, Врудим – для нужд мира Ацилут, чтобы он производил вслед за этим. И тогда он зовется Иаков. Начало этому – Акудим, т.к. это Света, выходящие из Пэ Адам Кадмона, и ими началось создание сосудов, чтобы быть 10 Светами: Пними (Внутренними) и Макиф (Окружающими), связанными и соединёнными в один сосуд, и по этой причине называются Акудим. Как сказано: «И принёс в жертву Ицхака...», т.е. связал его.
Здесь Ари объясняет ту часть Торы, где Иаков собирается уйти от Лавана и просит его дать ему часть скота. Он долго работал на Лавана, теперь у него четыре жены, одиннадцать детей – пора вернуться домой. И Иаков говорит тестю, что возьмёт себе только тот скот, на котором будут пятнышки (крапчатые, «некудим»). А чистые – достанутся Лавану.
И сказано, что Иаков видел во сне, как вожаки «поднимаются» на стадо, в результате стали рождаться только крапчатые особи.
«Некудим» - это точки, а «Врудим» - от слова «Брия».
Таким образом, Лаван символизирует Высшую Белизну, Высший Свет, до мира Ацилут. Именно он является причиной аспектов Акудим, Некудим и Врудим, которые впоследствии произведёт мир Ацилут. И тогда он называется «Иаков».
Начинается всё с Акудим, Светов, исходящих из Рта Адам Кадмона, и здесь начинается создание сосудов, которые станут десятью Светами, Внутренними и Окружающими, связанными и соединёнными в один сосуд. Поэтому и называются «Акудим», «связанные». Как сказано «акедат Ицхак», «связывание Ицхака» - «И принёс в жертву Ицхака…».
Ор Пними
4. Акудим, Некудим и Врудим - это названия трёх первых миров, которые развились один из другого, пока не проявились полностью 10 сфирот – 10 Светов, называемых Нефеш, Руах, Нешама, Хая, Йехида, облачённые в 10 сосудов: Кетер, Хохма, Бина, Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Йесод, Мальхут.
Сначала родился один сосуд, который называется Мальхут. А все 10 Светов оделись и были связаны только в этом одном сосуде. Поэтому называется тот первый мир – миром Акудим, от слов «акуд» и «кашур» – связанный. Называется также «одна Кав» – «одна Линия» или мир Адам Кадмон. Одна Кав называется потому, что Свет облачается только в один сосуд, и нет в нём ещё управления на основе Трёхколонной системы, трёх Линий, которые называются Хесед, Дин, Рахамим. Потому что этот сосуд называется аспектом Суда (Дин), которым является сосуд Мальхут».
Здесь нет Трёхколонной системы, нет Гадлут и Катнут. Нет такого, что даём ему, хотя ему не положено. Ребёнку что-то положено? Что он сделал? Шум только, боль приносит. Есть такая шутка: хочешь убить романтику – женись, хочешь убить семейные отношения – роди ребёнка. Мы даём нашим детям не потому, что им положено, а из-за милосердия. Но, с другой стороны, мы инвестируем в них, чтобы что-то получить от них, когда будем старыми.
Иногда и старики становятся как дети, если у них нет мудрости. Но опыт, который они накопили, бесценен. Мы начинаем это ценить, когда у нас есть подобная форма. Когда мы уже подключились к материальному и уже немного отключились, тогда ты можешь понять те советы, которые давали тебе родители. Ты вспоминаешь, что они тебе тогда говорили, и понимаешь, что это правда. Я иногда говорю своим детям: «Я знаю, что вы сейчас это не поймёте, но я это говорю, потому что когда-то вы это поймёте, и это будет для вас полезно. Я поступаю сейчас так, ты со мной не согласен, но знай, что я поступаю так, потому что я тебя люблю. Сейчас сделай то, что я тебе говорю, потому что я – твой папа». И это – Суд. Как мир Адам Кадмон. Когда они приобретут Трёхколонную систему, они это поймут. Я даю, потому что все наши признаки - с мира Ацилут и ниже.
«Но затем произошло сочетание со свойством «Рахамим», т.е. Мальхут, являющаяся аспектом «Дин», вошла в соединение, сочетаясь с каждой из 9 предшествующих ей сфирот, которые являют собой признак Рахамим. В результате такого сочетания образовался сосуд в каждой сфире, завершая тем самым построение 10 сфирот. И этими 10 сфирот созданы три Колонны, которые называются «Хесед, Дин и Рахамим».
И это то, о чём сказано в Мидраше, что вначале задумал (Творец) создать мир свойством «Дин», но увидел, что мир не в состоянии так существовать, предварил свойство «Рахамим», соединившееся со свойством «Дин». Но высказывание это кажется неподходящим: неужели мысли Творца могут быть подобны мыслям человека, что вначале захотел сделать одно, а затем почему-то отказался и делает по-другому?».
Мы уже разъяснили, что «до» и «после» в духовности – это причина и следствие. Причина всего – мир Дин, то есть, Адам Кадмон. Следствие – то, где будут объединены Суд и Сострадание, Левое и Правое. То есть, Творец увидел, что мир не может существовать в аспекте Суда, поэтому объединил Суд и Сострадание в признак Рахамим. Под миром подразумевается Мальхут, которая находится от Пупка и ниже. Наш мир находится от Пупка и ниже мира Адам Кадмон. От Пупка и ниже находится пустое пространство, «халаль».
Ещё одна причина объединения Суда и Милосердия в том, что, если бы тело человека было создано из материала первого цимцума, человек не мог бы меняться. Мы были бы как животные, которые не могут меняться. Они живут по определённой программе.
Каждый из нас получает программу от родителей, но благодаря нашим действиям, общению, сочувствию к другим, зависти – мы можем менять эту программу.