10 сфирот

Урок 151

Урок 151
По подписке Материалы, отмеченные таким значком, доступны по подписке, но иногда их можно купить отдельно.

Материалы

  • Аудиозапись

Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.

Глава 2. Из Эйн Соф протянулась линия Света к мирам, освещённым и сотворённым на месте пустого пространства, которое сократилось 

Параграф 1. Из Бесконечности протянулась линия Света внутрь пустого пространства 

  1. «И вот, после цимцума, когда осталось место пустого пространства и свободного воздуха точно в центре Бесконечного Света, там образовалось место, в котором могли бы существовать нээцалим, творения, существа, создания. И тогда (2) протянулась из Света Бесконечности одна прямая линия, (3) из своего круглого Света (4) сверху вниз, нисходящая и спускающаяся внутрь этого пустого пространства». 

Ор пними 

  1. «…когда осталось место пустого пространства и свободного воздуха точно в центре Бесконечного Света…» 

Это очень красиво, но нужно читать очень внимательно. Нельзя думать, что после цимцума произошли какие-либо изменения в Свете. 

«Будет заблуждением полагать, что из-за цимцума в центральной точке произошли какие-либо изменения в Эйн Соф. Ведь на духовном уровне … ничего не исчезает и ничего не меняется. Цимцум произошёл в новой, дополнительной сущности мира Бесконечности, а сам Эйн Соф остался таким же, каким был до цимцума – во всём его простом единстве как секрет «hу уШмо эхад». 

В духовности нет исчезновения, есть только изменение формы. Нам это трудно понять, потому что мы живём в мире ограничений. В Бесконечности всегда есть всё. После цимцума, говорит Рав Ашлаг, Бесконечность осталась такой же, но возникла новая форма – мир цимцума, Олам аЦимцум, это мир круглых сфирот, келим де-игулим, а после этого возник ещё один мир, который называется «мир кав». 

После цимцума и Свет, и сосуд в Бесконечности остались такими же. Появился новый «файл», «копия», а «оригинал» остался неизменным. Поэтому в Ту бэАв мы можем подключиться к своему высшему Я, которое до сих пор существует в Бесконечности, так же, как и наше исправленное Я. Там наш сосуд исправлен из-за того, что мы его исправили здесь, хотя мы находимся здесь, где он ещё не исправлен! Наша проблема в том, что мы живём в иллюзионарном мире, где есть вчера, сегодня и завтра. Но в духовности это не так. Так и в Торе нет «позже» и нет «раньше», иногда временные рамки не соблюдаются, и кажется, что нарушена временная последовательность. Нужно чуть-чуть отключиться от материальной жизни чтобы это понять. 

После цимцума бхина далет осталась пустой, и появилось место, где мы можем как будто что-то добавить. Мы сами двигаемся, сами создаём, мы исправляем себя – это новая реальность. 

 

  1. «…протянулась из Света Бесконечности одна прямая линия…» 

Рав Ашлаг ещё раз напоминает нам, что нельзя это понимать как физическое действие. Нельзя себе рисовать такую картину: сначала была Бесконечность, потом Свет ушёл, потом отправил туда какую-то линию… Свет никогда не двигается, ибо сказано: «Я – Бог (ЙКВК), и Я не меняюсь» (Пророк Малахийа). 

Хотя мы не говорим о сущности (Ацмут) Творца, мы говорим о Свете, что вышел из Его сущности, и этот Свет находится в абсолютном покое, так же, как и Ацмут. Поэтому весь Свет, который мы должны получить – здесь. Если человек это понимает, он никогда не чувствует себя одиноким. Нам не хватает сосуда, который мог бы его раскрыть. Свет здесь. Мы, все вместе, сказали: дай нам возможность быть подобными Тебе! Свет не «отошёл», он здесь, - мы его не чувствуем! Бесконечность здесь, в этой комнате, в каждой клетке, в каждом атоме любого предмета. Нет разницы между нами! Но мы это не понимаем. Мы сами попросили Свет отступить, чтобы получать его постепенно, таким образом мы чувствуем, что участвуем в процессе. Мы не ощущаем Свет постоянно, чтобы выбрать: здесь, в этой ситуации есть Свет! До конца тикун мы будем получать Свет по чуть-чуть из-за нашего желания быть частью. Если бы мы получили весь Свет, мы вернулись бы в Бесконечность. Поэтому мы должны быть всегда чуть-чуть голодными. Достигли поставленной цели, радоваться недолго и сразу ставить себе новые цели. Если мы не двигаемся, сосуд начинает умирать. 

Напомню вам закон: без желания нет движения. Желание порождает потребности, потребности порождают движение. У Света нет желания, поэтому он не двигается. Двигается только сосуд. Тогда, когда он пустой от Света. 

Поэтому Рав Ашлаг говорит: «Пойми, что Верхний Свет не прекращает светить к нээцалим даже на мгновение, он не подвержен изменениям и обновлениям, а находится в абсолютном покое. А понятия сокращения и исчезновения Света, о которых говорится здесь, рассматриваются только относительно той или иной стадии желания получать и центральной точки». 

Цимцум и исчезновение Света – это ощущения сосуда. Свет есть, но мы его не ощущаем. 

Хотя Верхний Свет не прекращает светить, сосуд его не получает, потому что уменьшил своё желание получать. Он не желает получить именно в центральной точке, в бхине далет (Мальхут), а в трёх предыдущих бхинот есть слабое желание получать, смешанное с желанием даровать. Хохма, Бина и Тиферет не называются сосудом, потому что там нет жажды получить, которая есть только в Мальхут. Мальхут – это человек. Человек – это венец творения, он может хотеть больше, чем ему необходимо. 

Рав Ашлаг продолжает: «И из этого пойми слова Ари: «протянулась из Света Бесконечности одна прямая линия». Кто притянул эту линию? – Сосуд, потому что Свет не двигается. 

Когда говорят, что человек – это Бог, это не ошибка. Сказано в Талмуде: «Кто, если не я?». У нас есть некое романтическое представление о том, что Творец нас толкает захотеть больше. Нет, это не Творец нас толкает, это наше высшее Я нас толкает! Но всю эту Систему создал Создатель. Он нас создал такими. И нужно это ценить и благодарить! И помнить, что, если мы не будем двигаться – ничего не будет! 

Рав Ашлаг говорит: «Опустошённый от Ор Эйн Соф сосуд, то есть само место пространства, пустое от Ор Эйн Соф из-за малого желания получать в нём, притянуло только линию от всего Ор Эйн Соф. Поэтому мера получения Света сейчас, после цимцума в бхине далет, называется «кав» - «линия», то есть это линия относительно прежнего объёма получения, когда Свет заполнял всё полностью». 

Почему это называется сейчас «линия»? Потому что после цимцума уже нельзя притягивать Свет в бхину далет, а в бхинот алеф, бэт и гимель слабое желание, которое может притянуть лишь немного Света. Теперь Мальхут де-Мальхут всегда пуста от Света, наполнены могут быть только Хохма, Бина и Тиферет в Мальхут. Надо помнить, что мы всегда говорим только о Мальхут Мальхуты, о бхине далет внутри бхины далет.  

Сосуд притягивает Свет бхиной алеф, бэт и гимель, поэтому этот Свет называется «линией». До конца тикун мы не можем получить в бхину далет. До конца тикун мы не можем чувствовать Бесконечность, как было до цимцума. Если человек уже исправил себя полностью, стал «цадик гамур» - Рав Ашлаг объясняет это в книге «Выбери жизнь». Есть 4 этапа сознания: полный злодей, неполный злодей, цадик, полный цадик. Человек, для которого нет разницы между ним и другими людьми, который сочувствует всем людям в мире, называется «цадик гамур», он может чувствовать мир Ацилут. Мир Адам Кадмон – нет, это будет возможно только после конца тикун, когда получим две части души – Хая и Йехида, которые сейчас нам не доступны. 

Поэтому сейчас напрямую можно использовать только бхину алеф, бэт и гимель, где желание маленькое, поэтому может притянуть только малую меру Света, тонкую линию. 

Это разница между Бесконечностью и миром цимцум – теперь невозможно получить в бхину далет напрямую. 

 

  1. «…из своего круглого Света (Ор аголь) …» 

 

  1. «…сверху вниз (милемала лемата) …» 

Раньше не было ни верха, ни ниже, но теперь, после цимцума, уже есть разница между бхинот. То, что ближе к бхине далет, считается «ниже», и то, что ближе к Создателю, считается «выше». 

Не нужно пытаться себе представить это схематично. Сам Рав Ашлаг не рисовал много схем. Нужно запомнить, что «выше» означает «чище», меньше желания получить для себя, а «ниже» означает «плотнее», больше желания получить. 

В бхине алеф самое маленькое желание получать, она самая ближняя к Маацилю, а бхина бэт – дальше от Маациля, значит, она ниже бхины алеф, а бхина далет – самая дальняя от Маациля, поэтому считается самой плотной и самой низкой. Поэтому Ари говорит, что Свет протянулся одной линией «сверху вниз», что означает – от бхины алеф до бхины далет. 

После цимцума бхина далет объявила себя «вне закона», поэтому теперь бхина гимель лучше, чем бхина далет, а бхина бэт – лучше бхины гимель, а бхина алеф – лучше бхина бэт. 

 

Параграф 2. Начало линии касается Бесконечности, а её конец – нет 

  1. «(5) Верхнее начало линии притягивается из самой Бесконечности и (6) касается её, но конец линии (7) внизу, в конце её, не касается Света Бесконечности». 

 

Параграф 3. По линии Свет Бесконечности спускается в миры 

  1. «Через кав притягивается Свет Бесконечности и спускается вниз» 

 

Параграф 4. Все миры находятся в том сокращённом пространстве 

  1. «И в месте этого пустого пространства (8) осветил, сотворил, сформировал, сделал все миры» 

Это намёк на четыре мира: Ацилут (Происхождение, Освещение); Брия (Творение); Йецира (Формирование); Асия (Действие). Где бхина алеф – Ацилут, бхина бэт – Брия, бхина гимель – Йецира, бхина далет – Асия. 

 

Параграф 5. До цимцума были Он и Его Имя – одним, чего не может разум понять 

  1. «(9) До тех миров была Бесконечность, где (10) Он и Имя Его – одно, это величайшее единство, за которым скрывается Он Благословенный, (20) и даже ангелы, близкие к Нему, не могут представить себе Его Бесконечность. И сотворённый разум не может постичь её, так как там (30) нет места, нет границы, нет имени». 

9. «До тех миров…» 

«До» - то есть до цимцума, когда четыре бхинот не находились одна над другой, а были в простом единстве в секрете «hу уШмо эхад», где не было разницы между Светом и сосудом. 

 

Мы сказали, что после цимцума есть только тонкая линия Света. Но ранее мы говорили, что в духовности нет «чуть-чуть», либо есть, либо – нет. Решение цимцум – не использовать больше бхину далет. Так как бхина далет – это единственный сосуд, Свет должен отойти от всех бхинот. Но когда Свет возвращается обратно, он заходит в бхину алеф, бэт и гимель. 

 

Истаклут пнимит (Внутреннее созерцание) 

Истаклут пнимит – это раздел, где Рав Ашлаг даёт более глубокое объяснение рассматриваемых тем. 

Необходимо помнить, говорит Рав Ашлаг, что, когда речь идёт о духовных понятиях, где нет ни времени, ни пространства, ни движения, наши слова не могут выразить эти понятия. Слова ограничивают. Каббалисты создали точный язык, где каждое слово важно. У Ари нет лишних слов. Было бы лучше знать иврит и читать его труды в оригинале. 

Рекомендую вам читать Истаклут пнимит много-много раз, потому что здесь содержится очень много секретов. Вы должны их понять сами. Помните, сосуд – это движение. Усилия, которые мы вкладываем в изучение – это и есть сосуд. Без сосуда эта мудрость не может остаться. Повторение – мать учения. Не повторяешь – ничего не остаётся. Это как решимо, освещение издалека. Если вы хотите, чтобы Свет, который мы раскрываем при изучении, дал вам уверенность в жизни, вы должны это «знать», чтобы мудрость была внутри. Тогда не важно, что будет происходить в вашей жизни, вы не будете отделены от Света. Это и есть цель нашего изучения – чтобы у нас постоянно была уверенность. 

 

Параграф 1. «Знай, что до освещения нээцалим и сотворения творений был простой Верхний Свет, наполняющий всю реальность». 

  1. Знай, что нет ничего в существующем мире, в нашем восприятии с помощью органов чувств, в нашем понимании умом, что не содержалось бы в самом Творце, что не исходило бы от Него, ведь будь это не так, как смог бы Он дать? 

Многие определения в нашем восприятии разделены или противоположны, как, например, «мудрость» и «сладость», или «сладость» и «горечь». Но в Творце есть и «мудрость», и «сладость», и «горечь», все противоположные качества и формы, все они объединены в Его простом Свете без различий между ними в секрете «Эхад, Яхид, Мэюхад» («Один, Единый, Объединяющий»). 

«Один» - указывает на равенство и однородность. 

«Единый» - указывает на исходящее от Него, то есть всё множество форм – едино в Его сущности. 

«Объединяющий» - указывает, что хотя Он совершает множество действий, единая сила связывает их в один план, включающий действия всех форм. 

Здесь Рав Ашлаг говорит, что есть три состояния: 1) состояние единства («Один»); 2) состояние, где есть как будто разные проявления Света. Есть разные сосуды, но Свет, который есть в них – один. Сам Свет не меняется. Меняется сосуд, который его держит. Это стояние называется «Единый». 3) «Объединяющий» - это когда мы можем объединить его обратно. 

Мы обычно живём в мире единиц, а наша цель – через сопротивление объединить всё обратно к Свету. И даже в ситуации, вкус которой мне сейчас кажется плохим, знать, что в ней есть Свет. Рав Берг всегда говорил: «Свет – в ситуации». Запомните это! Тогда ты объединяешь эту, казалось бы, отдельную, форму обратно со Светом. Это и есть наш тикун. Это то, о чём мы на самом деле попросили! 

Чат в WhatsApp