Урок 153
Материалы
- Аудиозапись
Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.
Истаклут пнимит
Разъяснение сказанного мудрецами: «Поэтому даны нам работа и усилия как заслуга для души, так как незаслуженно получающий испытывает стыд»
6. Рав Ашлаг говорит о работе, которую мы пришли сюда делать, о том, что называется «Хлеб стыда». Человек, который ест то, что он не заработал, испытывает стыд, глядя в лицо дающему.
Сначала надо понять, в чём заключается цель создания мира. У любого человека всегда есть цель. Никто ничего не делает без цели. Какова же была цель сотворения мира?
Мудрецы сказали, что мир был создан для того, чтобы мы выполняли работу с Торой и заповедями. С другой стороны, Творец создал миры, чтобы дать нам удовольствие. Зачем же тогда Он создал такой грязный мир, где столько боли и страданий? Он мог ведь дать нам удовольствие в верхних мирах! Когда человек медитирует, он получает удовольствие, не чувствует своё тело. Или, когда человек посещает баню – это тоже своего рода выход из тела, который приносит огромное удовольствие. Зачем Он поместил душу в такое грязное тело?
И мудрецы дают такой ответ: получивший незаслуженное – стыдится принимать. В каждом незаслуженном подарке есть определённый изъян – чувство, когда стыдно смотреть в лицо дающего. Чтобы души могли избежать чувство стыда, был создан Этот мир – реальность, в которой вознаграждение приходит взамен за усилия, и это спасает души от чувства стыда. Теперь мы можем заработать удовольствие.
Мудрецы говорят о том, что есть «казна бесплатных подарков» - «оцар матнат хинам». Есть притча о том, как Моисей поднялся в верхние миры, и Творец показывал ему разные сокровищницы, одна – для тех, кто помог другим, другая – для тех, кто молился три раза в день… Но самая большая сокровищница была для тех, кто просил бесплатный подарок! Почему?
Есть такое объяснение: мы не хотим использовать свой труд, отказываемся от своих заслуг и просим дать бесплатный подарок. В Рош Ашану и в Йом Кипур, когда мы медитируем на персональное желание (Благосостояние, Дети, Божественное вдохновение), в тексте молитв написано, что мы просим Его дать нам «бесплатное сокровище».
Бесплатное сокровище готово для самых больших душ в мире. Если праведники получают бесплатные подарки, тогда они получают больше Хлеба стыда?
Какая связь между работой в течение 70 лет и вечным изобилием, ведь нет более незаслуженного подарка, чем этот
7. И мудрецы отвечают, что Творец создал Олам аЗэ, Этот мир, в котором есть возможность прилагать усилия для получения награды, которая ждёт в Олам аБа, мире Грядущем.
Рав Ашлаг приводит такой пример: предложить другу поработать с тобой минуту и пообещать за это дать всё, что он хочет. Наполнение от Творца никак нельзя сравнить с той крохотной духовной работой, которую мы можем делать в течение жизни. Мы не можем сравнивать ту работу, которую делаем, с тем, что получаем от Света в Этом мире, в Грядущем мире! Это несоизмеримо!
Сказано, что Творец уготовил каждому праведнику 310 миров. И не оправдать это тем, что меньшая доля этой награды будет дана за приложенные усилия, а всё остальное – в качестве бесплатного подарка, потому что даже в этом случае остаётся чувство стыда, который есть в каждом незаслуженном подарке.
Рав Ашлаг говорит, что нельзя понимать слова каббалистов буквально, ведь в них скрыт глубокий смысл.
Одной мыслью создано (освещено) и сотворено всё сущее. И эта мысль – и исполнить действия, и само действие, и будущая награда, и суть всей работы
8. Перед тем, как раскрыть этот глубокий смысл, нужно подняться над нашей точкой зрения и посмотреть на всё с точки зрения Творца. Когда мы смотрим на всё с нашей точки зрения, мы страдаем постоянно.
Творец – «Один, Единый, Объединяющий». Он прост, так и Свет Его прост и един. Что значит «прост»? Если вы не помните ответ на этот вопрос, значит вам нужно повторять то, что мы изучаем, потому что изучающий без повторения подобен посадившему семя и не поливающему его.
Простой Свет, Ор Пашут, – «hу уШмо эхад», «Он и Его Имя – одно», где нет разницы между верхом и низом, нет большого и нет малого, нет разницы в формах и свойствах. Ор Пашут – это первое проявление Света, в котором в потенциале есть все возможные формы, но они ещё не реализуются. Только после цимцума они появляются. Как знания, накопленные человеком во время обучения, не реализуются до тех пор, пока он не начнёт работать. Именно в сложные моменты всё то, чему человек учился, реализуется. Если не будет сложностей, то то знание, которое есть у него внутри, так и не вспомнится.
Свет, который мы притягиваем – простой. Всё зависит от того, во что мы его одеваем. С точки зрения Света – он простой. С нашей точки зрения он выглядит так, в какую форму мы его одеваем. Эта форма зависит от того, какой вид наслаждения мы хотим получить – это может быть кофе, или чай, например. Если человек находится на очень высоком уровне, он может пить кофе и чувствовать вкус чая. Нам нужно научиться чувствовать, что всё хорошо, когда всё плохо вокруг. Когда вокруг всё рушится – видеть порядок, понимать, что во всём есть Свет, и Свет – простой.
«Все названия и имена, все миры высшие и низшие – все один Простой Свет (Ор Пашут). В Творце и Свет, и замысел, и действие, и исполнитель действия, и всё, что только сердце может представить, и о чём можно подумать – всё это одно. Из этого следует уяснить: лишь одной-единственной мыслью создано и сотворено всё сотворённое, высшие и низшие миры вместе, вплоть до конечного исправления (гмар тикун). И эта единая мысль применима ко всему, она – исполнитель действия, и она же – суть и цель всех действий и всей работы; в ней – всё совершенство награды за усилия, как в пояснении Рамбана – «Один, Единый, Объединяющий».
Нужно читать это несколько раз до тех пор, пока вам не откроется смысл того, что Рав Ашлаг пытается вам объяснить. Нет повторения – нет понимания.
Чтобы ответить на вопрос: как можно за 70 лет заработать всё то, что Творец хочет нам дать – скажу: надо поменять свой сосуд получения ради себя на сосуд получения ради Творца. Это и есть наша работа. И эта работа происходит через эволюцию. Сначала человек рождается и хочет всё получить для себя. Потом он создаёт семью и работает чтобы получить для семьи. Создание окружения, где ты можешь делиться, помогает человеку в его духовной работе, которая заключается в том, чтобы изменить форму получения – изменить желание получить только для себя на желание получить ради Творца. Это есть и работа, и награда. Когда ты сделал это изменение, тогда у тебя уже нет Хлеба стыда. Тогда это уже не получение, а дарование.
Суть цимцума объясняет то, как от совершенного исполнителя действия произошло несовершенное
9. Первый цимцум – источник всего несовершенства и нехватки, которые есть в Этом мире. До цимцума не было Хлеба стыда. Вернее, в Бесконечности был корень Хлеба стыда, потому что там есть в потенциале всё то, что реализуется здесь. После цимцума уже есть бхина далет, это желание получить для самого себя, форма, противоположная Творцу. Есть Свет и тьма. В Торе сказано: «излучает Свет и творит темноту». «Формирует Свет» - потому что Свет всегда был, Он только формирует для него форму. «Создаёт темноту» - создаёт форму, которой не было до сотворения мира.
Рав Ашлаг спрашивает: как темнота может прийти от Света? Поэтому люди ошибаются, думая, что есть хороший Бог и есть плохой. Нет такого! Есть только ОДИН Создатель, от начала и до конца! Нечистая система, оппонент – часть этой Системы.
«Ни в коем случае нельзя сказать, и даже подумать, не дай Бог, что это две разные, отдельные мысли. А если так, то как всё это приходит от Творца в наш мир, полный грязи, страдания и безобразия, и как они уживаются вместе в одном замысле?».
Надо понять, что нельзя смотреть на середину процесса.
Параграф 2. Разъяснение Замысла Творения
10. Конец дела непременно содержится в изначальном замысле. Когда человек задумал построить дом, то сначала у него появляется мысль о том, какой это будет дом. И до того, как дом будет построен, у человека будет возникать ещё множество мыслей, которые потом реализуются через его действия. Сначала у человека есть общая картина, потом возникает много разных этапов до конечной реализации замысла.
Конечная цель Замысла Творения – дать сотворённым удовольствие. Но следует помнить, что мысль Творца реализуется сразу, вне времени и процесса, она завершает всё действие немедленно. Он создал, и всё уже было, с Его точки зрения. Нам, живущим в Этом иллюзионарном мире, тяжело это понять и ощущать.
«Поэтому, как только Творец задумал дать удовольствие в изобилии, сразу же вышел от Него и распространился Свет во всех формах, уровнях и видах изобилия. И все они были включены в Его мысль, то есть в Замысел Творения. Так реализовался Замысел Творения и называется он «Ор Эйн Соф (Свет Бесконечности). Поэтому каждый раз, говоря «Ор Эйн Соф», мы словно говорим «Замысел Творения». Но о сущности Творца (Ацмут) мы никогда не говорим, это запрещено.
Благодаря желанию даровать Маациля, в нээцале непременно рождается желание получать – сосуд для получения изобилия
11. Ари сказал, что вначале Ор Эйн Соф наполнил всю реальность. То есть в том Свете, который вышел от Него, изначально содержалось и желание получать этот Свет. Рав Ашлаг использует глагол «утба», который означает «чеканить, впечатывать» (как монету). То есть в этом Свете впечатано желание получать, сосуд. Размер этого сосуда и определяет величину распространения Света. То есть, без желания получить не будет Света. Мы уже объяснили, что сам Свет не двигается. Движение создаёт сосуд, который его притягивает.
«Желание получать, впечатанное в Свет силой Замысла Творца, называется «маком» (место). Когда речь идёт о духовном, желание получить изобилие – это место для этого изобилия, и измеряется оно величиной желания».
Это желание получать, включённое в Замысел Творения, вышедшее из Ацмуто, получает имя «Эйн Соф»
12. Какая разница между сутью Творца и Бесконечностью?
В Бесконечности уже есть желание получить. И это то, что мы называем «Богом». Мы не притягиваем то, что называется «Сутью Творца» (Ацмут), мы притягиваем то, что называется «Светом Бесконечности», в котором есть всё.
Это очень глубокая мысль. Всё, что мы хотели, хотим и будем хотеть – это уже было, и это всё уже включено в Бесконечность. Всё это уже есть в Замысле Творения. Если мы это поймём на практике, нам будет легче в жизни, будет меньше боли и страданий. Всё идёт по плану!
Чтобы лучше понять эту концепцию, читайте статью «О свободе» в книге Рава Ашлага «Выбери жизнь», где он объясняет 4 вида сознания человека, 4 вида наблюдения Творца и 4 вида любви. Человек проходит развитие от такого вида сознания, где всё случайно, до такого, где он понимает, что всё по плану, и что всё – к лучшему. Не только в его жизни, но в жизни всех людей, он видит, что абсолютно всё – к лучшему.
«Когда мы говорим «Ор Эйн Соф», мы имеем ввиду «Замысел Творения», потому что в этот Свет включена новая форма – желание получать, а в сущности Его никакого желания не может быть по определению. Если бы у Творца было желание получать, то от кого бы тогда Он мог получить?».
Обычно люди говорят: Бог хочет то-то и то-то. Нет, Бог ничего не хочет. Бог нам дал всё, но мы очень сопротивляемся чтобы это получить. Мы хотим чуть-чуть. И не сейчас.
Мы иногда думаем, что Творец ошибся. И судим Творца. Судим других людей. Надо понимать, что, когда мы судим другого человека, мы судим Творца! А кто создал этого человека? Когда малыш плохо ведёт себя в песочнице, кого мы вызываем? Родителей! Они его плохо воспитывают. Когда мы осуждаем других, мы не их осуждаем, а их Создателя.
Рош Ашана – это праздник, в который мы коронуем Творца. Чтобы видеть, что Он находится в каждой ситуации, что нет Его отсутствия.
Рекомендую вам читать то, что мы сегодня прошли 10 раз – минимум.