Урок 86
Материалы
- Аудиозапись
- Audio (ENG)
Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.
Глава 4
Бхина алеф: нет возможности, нет намерения
34. Рав Ашлаг объясняет, что вся мудрость Каббалы основана на определении того, что из-за существующих ограничений мы можем различать. Невозможно ни представить себе Бесконечность, ни понять, ни посчитать, так как мы не имеем возможность общаться с Творцом. Четыре фазы – это некое подобие языка, с помощью которого мы общаемся с Творцом. Таким образом мы можем достичь двекут. Двекут – это близость с Творцом. Но как можно быть близким к Нему, ведь Он бесконечен, мы же конечны. Для этого и существуют 10 сфирот. Сфирот – это посредник, практически это и есть эти 4 фазы.
4 фазы – это некоторое разделение и определение, и очень важно определить, что сейчас – Хохма или Бина, Зеир Анпин или Мальхут. Каждая ситуация, каждый человек – это различные комбинации сфирот. Мудрость – это определить в этом бесконечном с какой сфирой мы сейчас соединены. Звучит абстрактно, но это не так. Это очень практично.
Когда вы говорите с человеком, вам нужно решить: поддержать его речь или остановить. Определить, этот человек – Хесед или Гвура, он в правой или левой колонне. Это всё определения. Когда мы хотим понять порядок творения, мы должны дать определения. Всё в мире можно описать через цифры от 1 до 10, через систему сфирот.
Здесь Рав Ашлаг говорит нам более глубокие вещи о 4 фазах. Он говорит нам две основные вещи: намерение получить; решение получить (выбор между получением и неполучением).
Есть выбор и есть намерение. Выбор – более внешний, как действие (например, пойти куда-либо или не пойти). Намерение – это внутреннее (когда вы уже там).
Рав Ашлаг говорит о первой фазе – Хохма. Все мудрецы не считают её грехом, это не «короткое замыкание». Человек, который был вынужден получить, даже не медитировал о том, чтобы получить, у него не было желания получить. У человека не было возможности избежать получения, и не было никакого намерения получать.
Бхина бэт: есть возможность, нет намерения
35. Вторая ситуация: у человека есть возможность не получать запрещённое удовольствие, и нет намерения получать. Вторая фаза – Бина – здесь Абая не считает это грехом, потому что в такой ситуации у человека нет намерения получить удовольствие. Раба же говорит, что раз у него есть возможность приблизиться и получить удовольствие, то запрещено ему приближаться и получать удовольствие несмотря на то, что у него нет намерения получать.
Бина – это желание давать, нет желания получать.
Бхина гимель: нет возможности, есть намерение
36. Третья ситуация: нет возможности отстраниться от получения, но есть намерение получить запретное удовольствие. Это – Зеир Анпин. Свет пробуждает в сосуде снова желание получить. Теперь Свет Хасадим получает Свет Хохма, Свет Жизни. То есть человек был вынужден пойти, но у него было желание получить, у него было намерение наслаждаться. Все мудрецы согласны, что
это – точно «короткое замыкание». Некоторые говорят, что Абая комментировал эту ситуацию как «разрешается», потому что это не был выбор этого человека (туда пойти).
Бхина далет: есть возможность, есть намерение
37. Это Мальхут. В этой ситуации человек может избежать получения запрещённого удовольствия, но у него есть намерение его получить. Он выбрал получить и хотел получить. Это – полное желание получать. Это то, что хотел Творец. Творец хотел, чтобы у нас было это желание, чтобы мы решали получать и наслаждались получая. Но когда мы наслаждаемся чем-то запретным – это полное «короткое замыкание». И Абая и Раба считают это грехом.
38. Эти 4 ситуации точно определяют 4 фазы: бхина алеф – нет выбора и нет намерения; бхина бэт – есть выбор, но нет намерения; бхина гимель – нет выбора, но есть намерение, бхина далет – есть выбор и есть намерение.
Теперь вы можете знать, где вы находитесь, что вам нужно преодолеть. Какие вещи вы не можете отпустить, зная, что это для вас нехорошо. Это может быть еда, отношения, чувство гнева, упрямство, различные зависимости.
Вы должны понять, какую огромную работу сделал Рав! Он совершил одно из наиболее важных действий в развитии Каббалы – создал условие для простых людей, которые не изучают Тору, Талмуд, различные Писания и законы, подключиться к Свету. Будучи постоянно подключённым к Свету, он создал возможность подключения для нас. Для него это был большой риск: если вы опускаетесь глубоко вниз, то можно упасть в клипу. Рав поступил как бхина бэт согласно Абае: он не закрылся от простых людей, не испугался, что общение с ними приведёт его к «греху», нет, он просто хотел давать. Рав очень рисковал своим подключением к Свету, но всё же он создал систему для подключения к Свету для всех нас, открыл канал для всего мира.
39. Мудрецы дали очень чёткое определение фазам, и все они согласны в том, что только бхина далет – это настоящее желание получать. Примеры из физической реальности помогают нам понять, что происходит в Высших мирах, так как там корни различных желаний.
Когда раскрылось желание получать в Мальхут де-Кетер, она вышла из Кетера и стала бхиной алеф
40. В бхине алеф, которая называется Хохма или Хая, различаются два аспекта, о чём Рав Ашлаг говорил ранее. Первый аспект – это её первичный материал, так как она вышла из Мальхут Кетера, то это обновлённая форма Мальхут Кетера, получившвя форму желания получать. Эта обновлённая форма получила другое название – бхина алеф. Желание давать Кетера (которая даже, по сути, не является сфирой как таковой, это Свет) пробудило желание получать в Хохме. И затем проявилась сфира Хохма, первичным материалом которой является Мальхут Кетера.
Выход Мальхут де-Кетер в бхину алеф сравним с зажиганием свечи от свечи – первая ничего не лишается
41. Здесь Рав Ашлаг напоминает нам одну очень важную вещь. Мальхут Кетера становится Хохмой, при этом Мальхут Кетера никуда не исчезает! Мы говорим о духовных вещах. Мальхут Кетера становится Хохмой, создаётся новая форма, но старая остаётся без изменений. Нет отсутствия в духовном.
В чём заключается самое большое чудо? Самое большое чудо в том, что «еш» становится «айн». «Еш ми-айн». Из Света, «еш», появляется сосуд, «айн». В самом Свете нет желания получать, как же он мог создать то, чего у него нет? Мы это не можем понять, и это является самым большим чудом. Это показывает нам величие Творца, ведь Он может из ничего создать что-то.
Когда вы зажигаете одну свечу от другой, огонь первой никуда не исчезает, и вторая свеча горит. Это – новый свет, новое творение. Несмотря на то, что единственное творение – это сотворение желания получать, оно себя каждый раз повторяет, появляются всё новые и новые творения. Кетер создаёт Хохму, Хохма меняется в Бину, то есть в какой-то степени есть сотворение Бины. Все эти стадии – это что-то новое, чего не существовало раньше. Самое новое творение – это «что-то из ничего». И это постоянно изменяется. Нам трудно понять, что каждое изменение – это чудо.
После того как первичный материал получил Свет, раскрылся сосуд самой Хохма
42. Второй аспект – это материал самого сосуда, после того как он получил Свет, сосуд под названием «Хохма» сформировался. До получения своего Света он называется только по имени своей фазы – бхина алеф и не является пока сосудом Хохма, представляя собой лишь сосуд Мальхут Кетера. Первичный материал ещё включён в Мальхут де-Кетер.
После того как к этому материалу протянется Свет, который называется «Хая», тогда сосуд приобретает имя «Хохма».
Эти два аспекта присущи всем сфирот. Сосуд до получения Света называется по имени высшего, и лишь после получения Света считается аспектом самого себя.
Со стороны первичного материала Хохма рассматривается как «нет возможности». С другой стороны, она полна Света, что рассматривается как «нет намерения»
43. Рав Ашлаг говорит, что у Кетера не было выбора – он хотел давать, и поэтому сосуд должен был получить, хотя такого намерения у Хохмы не было. Ни у Кетера, ни у Хохмы не было выбора, «нет возможности».
У Хохмы «нет намерения», что означает «нет стремления и страсти к Свету», нет настоящего желания получать, так как она наполнена Светом. Раз сосуд Хохма наполнен своим Светом, то в нём нет сильного желания получать, и это рассматривается как «нет намерения».
Преодоление желания в Бине рассматривается как «есть возможность». С точки зрения первичного материала это рассматривается как «нет намерения»
44. В Бине тоже есть два аспекта: первичный материал – это Мальхут Хохмы и её собственный материал. У Бины был выбор получать или не получать. Но так как это всё ещё Хохма, там нет нехватки и нет желания получать. Бина состоит из трёх основных моментов: во-первых, это Свет Хохма; второе – это желание давать (это выбор); третье – это Ор де-Хасадим, Свет, который она получила благодаря желанию давать.