10 сфирот

Урок 157

Урок 157
По подписке Материалы, отмеченные таким значком, доступны по подписке, но иногда их можно купить отдельно.

Материалы

  • Аудиозапись

Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.

Параграф 6. Желание получать раскрывается не иначе как по четырём фазам, и это секрет четырёхбуквенного имени Йуд-Кей-Вав-Кей 

24. Рав Ашлаг говорит, что для того, чтобы понять, что Мальхут не делает «Соф» в Бесконечности, сначала нужно рассмотреть слова каббалистов из книги «Зоар» и «Тикуней Зоар»: «нет никакого Света, ни большого, ни малого ни в высших мирах, ни в мирах низших, который не был бы создан в соответствии с четырёхбуквенным Именем ЙКВК. И это отвечает закону, описанному в «Эц Хаим»: нет никакого Света в мирах, который не был бы облачён в сосуд. 

Форма Света, который распространяется от Творца из-за желания получать, которое включено в этот Свет, уже отличается от Сущности Его (Ацмуто), в которой нет никакого желания получать, и поэтому получает собственное имя – нээцаль (творение). В этом заключается разница между Сущностью Творца и Светом, который распространяется от Него. 

Это желание и определяет размер Света, который будет получен. У Света много одежд, которые зависят от того, что хочет человек. Если он хочет Света Творца, он сможет его достичь, если он не даст материальным вещам отвлекать его, которые не дают ему понять, что то, что есть в них – Свет, и именно его он и хочет. Не тот предмет, который его одевает, а тот Свет, который скрыт внутри. Что ты говоришь, то ты и получишь, говорит Рав Ашлаг. Если ты хочешь уважение, положение в обществе, материальный успех – только это ты и получишь. Творец даёт, Он не ограничивает, мы – ограничиваем. 

Желание получить называется «местом» (маком).  

Ранее Рав Ашлаг объяснил, что желание получать – это всё то новое, что было создано при сотворении миров из ничего – «еш миайн». Эта форма не включена в Сущность Творца (Ацмут). Он её придумал, как написано: и сотворил темноту (хошех)». Это желание получить есть корень темноты, этот корень был чуть темнее, чем распространившийся Свет. 

Рав Ашлаг говорит: «И пойми, что в каждом Свете, исходящем от Творца, выделяются два аспекта. Первый аспект – это сущность распространяющегося Света до раскрытия в нём формы желания получить изобилие». 

Почему нужно четыре фазы в распространении Света? Если вы не знаете ответ, то в дальнейшем вы ничего не поймёте. Нужно чётко знать эти вещи. Читать столько раз, пока это не разложится у вас в голове по полочкам. Рав Ашлаг говорит: всё, что я пишу здесь – это основа для последующего изучения. Он создал определённую структуру, которой нужно следовать чтобы постичь эту мудрость.  

Ответ таков: необходимо было, чтобы сосуд формировался постепенно, иначе было бы резкое отличие формы между Светом и сосудом, и они не могли быть вместе. Между Творцом и Кетером есть подобная форма, между Кетером и Хохмой – тоже подобная форма. А Хохма подобна Бине, между Биной и Зейр Анпином тоже есть подобие, также как и между Зейр Анпином и Мальхут. А связи между генералом и солдатом нет. Нужны промежуточные этапы. 

 «Второй аспект – после появления формы желания получить, когда оно приобретает чуть большую авиют и становится чуть темнее из-за этого изменения». Сосуд одевает Свет и придаёт ему определённый цвет. Свет же - един, и в нём есть всё. 

«Поэтому различаются в каждом распространяющемся Свете четыре фазы (арба бхинот) по мере развития сосуда. Форма желания получать – сосуд для распространения Света – не формируется полностью за один раз, а создаётся только в виде действующего и того, на кого направлено действие (причины и следствия). И в каждой причине есть потенциал и реализация, и в каждом следствии есть потенциал и реализация, итого четыре фазы». 

 

Желание получить изобилие рождается в нээцале только с пробуждением стремления к получению собственными силами 

25. Это очень важно понять. Сосуд – от себя хочет получить. Когда человек попробовал вкус и потом у него это отняли – тогда появляется у него собственное желание это получить. Поэтому необходимо движение, как на море – волны набегают и отступают. Иначе не будет желания. 

«Раз сосуд – это корень для темноты, противоположной Свету, он обязан реализовываться постепенно, по ступеням причины и следствия, как написано: «воды забеременели и породили тьму» (мидраш Раба, Шмот). Потому что темнота – это порождение самого Света, и она находится под его воздействием, он словно «забеременел и породил», то есть он исполняющий (реализующий) потенциальную силу (коах)». Ари использует слово «коах» - это и «сила», и «потенциал», то есть энергия. Как, например, деньги – это энергия, которая может реализоваться в том, на что они будут потрачены. Рав Ашлаг использует слова «поэль вэнифаль», то есть действующий и объект действия. 

Необходимо, чтобы в любой распространяющийся Свет было включено желание получать, но оно ещё пока не может называться сосудом, потому что не изменило свою форму. Это всё ещё Кетер, где есть корни сосудов. Для распространения Света недостаточно формы желания получать, включённого в Свет со стороны Маациля (это Хохма). Хохма – это Свет, который был создан Творцом, и он наполнен. Но этого недостаточно. Нээцаль, творение, должно самостоятельно притянуть изобилие, пробуждая в себе жажду получить. То есть сосуд должен притягивать благополучие от себя, этого не было в Хохме. И на самом деле, он должен хотеть притягивать больше, чем ему дали, больше, чем было в Хохме. В Хохме ему дали Свет Хохма, Свет Мудрости, а настоящий сосуд, Мальхут, хочет получить ещё и Свет Милосердия, Свет Хасадим. 

И после того, как сосуд увеличил своё желание получить, в нём пробуждается страсть и жажда получить, и теперь Свет может одеваться в такой сосуд постоянно. Мы уже говорили, что обязательным условием должно быть наличие трёх аспектов: вкуса, самостоятельного желания и нехватки (бхины бэт и гимель). 

Свет Бесконечности будто бы также распространяется по четырём фазам до бхины далет силами самого нээцаля. Без этого он вообще бы не вышел из Сущности Творца и не получил бы своё собственное Имя – Бесконечность (Эйн Соф). То есть Бесконечность была бы включена в Сущность Его. 

Приведу такой пример: у тебя есть работник, которого ты обучаешь. Только тогда, когда он начинает работать самостоятельно, выполняя работу сам от начала и до конца, только тогда он уже отдельно от тебя, самостоятельный работник. И хотя тебе кажется, что его нужно продолжать контролировать и корректировать, он должен самостоятельно подключаться к Свету, не через тебя. 

Сила Творца – всеобъемлющая, и Его форма никак не меняется из-за желания получать, и нет в Бесконечности никакой разницы между Светом и местом для его получения из-за того, что там нет нехватки. 

Во Второй Части Учения 10 сфирот Рав Ашлаг объясняет различные виды сосудов: келим де-игулим и келим де-ёшер, в Третьей части – 13 видов сфирот, в Четвёртой части он объясняет первое распространение, которое называется «мир акудим», а затем объясняет очищение масаха в Теле парцуфа. Очищение масаха происходит потому, что пока Свет не исчез, нет самостоятельного сосуда. 

Очищение масаха происходит следующим образом. Есть Голова парцуфа – это план, сколько можно получить чтобы делиться. Масах совокупляется со Светом, отражает его наверх, и благодаря этому – желанию дать Творцу удовольствие – есть объединение между Светом и сосудом. Таким образом Мальхут расширяется.  

В нашем мире, когда мы начинаем практиковать работу ради самой Торы, ради того, чтобы дать Творцу удовольствие, есть совокупление между Светом и масахом. Чем больше ты делаешь это ради Создателя, тем выше уровень раскрываемого тобой Света, Мальхут расширяется и Свет заходит в тело парцуфа. Свет распространяется по ступеням: Кетер, Хохма, Бина, Тиферет и Мальхут. Мальхут называется «Пупком». Ниже Пупка, то есть в Мальхут Мальхут уже нельзя получить. Это называется «пустое пространство», «халал». 

Тогда происходит борьба между Окружающим Светом и Внутренним Светом. Окружающий Свет – это тот Свет, который пока не может зайти внутрь сосуда. В любом парцуфе есть сосуд, в который Свет не может заходить. Вы помните, что кав – это только три первые бхинот, по сравнению с Бесконечностью – это только тонкая линия. А Окружающий Свет говорит: бери меня! Бери всё! Ты был создан чтобы получить всё, почему ты отказываешься? Внутренний Свет – это сознание получить ради Творца: нет, я не могу! Я это не выдержу, буду получать ради себя – не могу! И Окружающий Свет бьёт, и он всегда выигрывает. Тогда Мальхут отказывается получить. Этот процесс называется «очищением масаха». Масах Тела очищается до тех пор, пока не достигнет формы, подобной масаху Головы. 

В любом сосуде есть две силы: мужская и женская. Мужская – это сколько я могу одевать. Женская – сколько я могу получить. В каждом масахе очищается только последний аспект авиют (плотности) – амшаха. В каждом парцуфе остаётся вкус предыдущего. У него есть память от предыдущего получения, но на этой стадии уже нет способности получить столько же. Эта память о том, что ты мог получить тогда  – и есть мужской аспект, Захар, от «зикарон». А сколько ты можешь получить сейчас по факту … Поэтому в следующем парцуфе, который называется «АБ», уже есть мужские и женские части. Это создаёт как будто две Головы в одном парцуфе, происходит два совокупления – мужское и женское. И из-за этого в следующем парцуфе Свет не будет на своём месте. В Кетере будет Свет Хохма, в Хохме – Свет Бина и так далее. То есть здесь уже немного меньше Света. Здесь уже есть какая-то нехватка. Поэтому парцуф АБ считается корнем сосуда, а не парцуф Гульгальта, где всё наполнено Светом, и нет желания получить. Потом произошло ещё много процессов, например, «разбиение сосудов», «швират акелим», до того, как мы появились здесь. 

Изучение 10 сфирот содержит очень много деталей, которые нужно запомнить, поэтому я постоянно повторяю, что нужно читать это много-много раз. Потому что каждая деталь расширяется и расширяется бесконечно. Поэтому изучение 10 сфирот требует очень много усилий. Тебя среди ночи разбудят, зададут вопрос – ты должен ответить без запинки. 

Как сказано в «Пиркей де-Рабби Элазар»: «до сотворения мира были Он и Имя Его одним». Почему, спрашивает Рав Ашлаг, двойной повтор: «Он и Имя Его»? В чём смысл «Имени Его» до сотворения мира? Можно было просто сказать, что до сотворения мира Он был один. Но мы говорим о Свете Бесконечности до цимцума, где несмотря на то, что там есть аспект места и формы желания получить, они существуют в единстве, нет разницы между Светом и местом. «Он» - это Свет Бесконечности, а «Имя Его» - желание получить удовольствие, включённое в него без каких-либо изменений. Мудрецы сказали, что гематрия «Имя Его» равна «желанию получать удовольствие», «рацон» (346). 

 

Совокупность всех миров в Замысле Творения называется Ор Эйн Соф. Совокупность всех получающих в Эйн Соф называется Мальхут де-Эйн Соф 

26. «Мы уже выяснили, что конец действия – в изначальном замысле, и это Замысел Творения, который исходит из Сущности Его, чтобы дать изобилие сотворённым. Разъяснено, что в Маациле мысль и Свет – это одно и то же. И из этого ясно, что Ор Эйн Соф, распространяющийся из Ацмуто, включает всю нашу реальность до будущего Окончательного исправления, являющегося концом действия. И в Нём все творения уже завершены во всём своём совершенстве, и реализовалось всё удовольствие, которое Он хотел дать. И эта реальность, совершенная во всей полноте, называется Ор Эйн Соф, и в неё включена ступень под названием Мальхут де-Эйн Соф». 

То есть, в Мальхут Бесконечности уже есть всё получение. Всё, созданное Им, есть внутри Бесконечности. Мы уже как будто внутри Бесконечности. И всё уже закончилось. А мы не помним это и верим иллюзиям. 

 

Параграф 7. Хотя сократилась только бхина далет, Свет отступил и из трёх первых бхинот тоже 

27. Рав Ашлаг уже объяснил, что центральная точка, то есть точка, включающая весь Замысел Творения вместе с желанием получить, «украсила себя» чтобы больше уподобиться форме Творца. 

Как можно быть больше подобным Творцу? Где тяжелее быть подобным Творцу: в Бесконечности или здесь? Легко быть подобным Творцу, когда у тебя есть всё, ты миллиардер, тебе легко делиться. Когда у тебя ничего нет, тебе сложно быть щедрым, добрым. 

«Для этого точка сокращает своё желание несмотря на то, что со стороны Маациля нет никакого изменения формы, ведь Он – Всемогущий. Однако точка желания ощутила в этом некое косвенное влияние Творца, как в примере с богачом и бедняком». Здесь Рав Ашлаг имеет ввиду корень Хлеба стыда. 

«Поэтому она сократила своё желание в последней фазе, являющейся самым большим желанием получить, чтобы добиться двекута с формой, исходящей напрямую от Творца. И тогда опустошилось от Света всё место, то есть все четыре фазы в этом месте. И это несмотря на то, что желание уменьшилось только в бхине далет, ведь природа духовного такова, что оно не делится на части (нет частичного)». 

Чат в WhatsApp