Урок 159
Материалы
- Аудиозапись
Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.
Четыре фазы в желании получить – это четыре буквы Имени Йуд-Кей-Вав-Кей, представляющие собой сфирот Кетер, Хохму, Бину, Тиферет и Мальхут
31. «И это секрет четырёх букв Имени Йуд-Кей-Вав-Кей (ЙКВК):
- Шип начала буквы Йуд – это секрет Бесконечности, Эйн Соф, потенциал действия, включённый в Замысел Творения – «дать удовольствие в изобилии сотворённым». Это секрет сосуда Кетер.
- Йуд – это секрет Хохма, бхины алеф, и это аспект потенциальной силы действия, включённый в распространившийся Свет Бесконечности.
- Хей первая – это секрет Бина, бхины бэт, это переход потенциальной силы в действие, и это Свет более плотный чем Хохма.
- Вав – это секрет Зейр Анпина, или Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Йесод, распространение Ор де-Хасадим, который вышел через Бину, и это бхина гимель, раскрытие потенциала в действии.
- Хей нижняя – это секрет Мальхут, бхины далет, полное раскрытие в действии сосуда получения».
Есть два аспекта: действующий – это Хохма и Бина; действие – это Зейр Анпин и Мальхут. Там уже появляется желание получить. Необходимо чтобы то, что было в силе, потенциале, могло реализоваться. Хохма получила всю эту энергию в потенциале, она не хотела её получить, так было нужно. «Почему бы нет», Рав Ашлаг говорит, что это самое вредное, потому что это ведёт к неосознанным действиям. Должно быть – «почему бы да».
«И таким образом сформировалась форма желания получать, при которой Свет облачается в сосуд – желание получать, которая завершается только в этой четвёртой фазе, а не в предшествующих ей. И ни в высших, ни в низших мирах нет такого Света, который не был бы упорядочен в соответствии с последовательностью четырёхбуквенного Имени, в котором скрыт секрет четырёх бхинот. Без этого не будет сформировано желание получать, которое должно быть в каждом Свете, так как это желание является местом и мерой этого Света».
Здесь Рав Ашлаг говорит о том, что распространение и исчезновение Света подготавливает формирование истинного сосуда. Всё изучение 10 сфирот – описание процесса создания миров, как было всё наполнено Светом, потом Свет исчез для того, чтобы сформировалось страстное желание его получить у сосуда. Настоящий сосуд – когда он пустой. Если он не отключён от Света, он не может захотеть Свет. Мы говорили об этом на предыдущих уроках.
Практическое применение. Когда мы отключаемся – это нужно для сохранения баланса. Мы отключились, потому что вели себя неправильно, но, с другой стороны, это создаёт больше желания. В конце концов это к лучшему. Это не значит, конечно, что нужно спокойно относиться к тому, что упал, потому что тогда у тебя нет понимания причины и следствия. Ты должен понимать, что поступил неправильно, но это нужно было для того, чтобы развиваться.
Буквы Йуд и Вав Имени ЙКВК тонкие, потому что они – лишь потенциал
32. Рав Ашлаг предупреждает, что не нужно приходить в смущение от того, что не Хохма – самая большая буква в этом Имени. Хотя Хохма содержит весь Свет, всё изобилие и наслаждение, которое мы хотим получить, а Бина, Зейр Анпин и Мальхут – лишь одежды для Хохмы.
Надо понимать, что все четыре фазы существуют не отдельно друг от друга, они – части единого целого, как стенки одного сосуда.
Рав Ашлаг говорит, что в сфире Хохма есть весь тот объём Света, который мы хотим получить. А в сфирах Бина, Зейр Анпин и Мальхут, которые являются одеждой для него, меньше видно суть Света. Тогда Хохма должна была бы обозначаться более толстой буквой, почему её обозначает такая тонкая буква?
И Рав Ашлаг отвечает, что буквы четырёхбуквенного Имени не обозначают меру Света, они показывают степень реализации сосуда. Свет есть Свет, а буквы – это есть сосуд. Мы попозже будем изучать буквы, в них есть шипы, есть точки, которые показывают уровень памяти от наполнения, решимот. Белый цвет в Торе и в любой книге – это Свет (в другом месте Рав Ашлаг говорит, что это – Хохма), а чёрный цвет букв говорит о характере сосудов.
«Кетер, являющийся только корнем корня сосуда, обозначается лишь шипом начала буквы Йуд; а Хохма, являющаяся нереализованным, скрытым потенциалом, обозначается самой маленькой из всех букв – буквой Йуд; а Бина, в которой раскрывается потенциал в действии, обозначается широкой буквой Хей; а Зеир Анпин, который представляет собой аспект потенциала для реализации действия, обозначается тонкой и длинной буквой Вав».
То есть Йуд и Вав – это потенциал, а Хей и Хей – реализация действующего и действия.
«Хохма недостаточна в своём распространении для того, чтобы раскрыть совершенный сосуд, а Бина пока ещё не является реализованной формой сосуда, а только функцией (идеей) сосуда. И поэтому короткая форма буквы Йуд показывает, что в ней нет полноценного раскрытия сосуда. Длинная ножка Вав, напротив, показывает, что в её конце есть реализация Мальхут. Мальхут же обозначается широкой буквой Хей, как и сфира Бина, и эта буква широкая, потому что раскрывает полноценный сосуд в завершённой форме… У Бины и Мальхут одинаковые буквы оттого, что на самом деле в мире Тикун (Исправления) они подобны друг другу и используют сосуды друг друга, в этом секрет написанного (в Мегилат Рут): «и шли они вдвоём».
Параграф 9. Духовное движение означает появление новых форм
33. Здесь Рав Ашлаг говорит нам, что понятия времени и движения, которые постоянно встречаются в тексте Ари, означают совершенно другое, нежели чем то, как мы можем это воспринимать с помощью наших органов чувств. Движение в духовности означает не перемещение с места на место, а обновление формы. «Каждую новую форму мы называем движением», - пишет Рав Ашлаг. То есть речь идёт об изменении в желании, мы помним, что движение – это желание. Желание порождает потребности, потребности порождают движение.
«Обновление, то есть изменение формы, которое есть в духовном объекте, делает его совсем другим, отличным от основной формы, которая была раньше в этом духовном объекте. А это означает, что она отделилась и отдалилась от этого духовного объекта, получив собственное имя и определённую функцию».
В нашем мире я двигаюсь из пункта А в пункт Б, и не могу быть одновременно и в пункте А и пункте Б. А в духовности это возможно, создаются как будто копии меня, которые находятся в каждой точке траектории моего пути. Как в компьютере – ты делаешь копию, но можешь вернуться назад, где старая копия сохраняется без изменений. Так же и в духовности – если я сделал какое-то изменение, то это уже новый Я, а старый – остался без изменений.
Есть понятие «очищение масаха». Масах сам очищается? Он меняется? Он не меняется. Появляется новая форма, новый масах, а старый остаётся без изменения. Удивительно что все движения и изменения, которые мы делаем в Этом мире, влияют на все структуры, вплоть до Бесконечности. Чем больше человек меняет себя, чем больше он знает, тем больше он влияет на то, что происходит в Верхних мирах. Рав всегда говорил, что нужно сканировать медитации во время молитвы, но многие этим пренебрегают. Многим кажется это шарлатанством. Но надо понимать, что наша душа знает намного больше, чем ум может понять. Поэтому, если мы хотим влиять на то, что происходит в духовных мирах, то мы действительно влияем. И чем больше ты знаешь об этом, тем больше ты можешь влиять на то, что там происходит. Чем больше ты знаешь, тем более серьёзно ты к этому относишься.
Духовное время означает некоторое количество изменений формы в причинно-следственной цепочке. Понятия «до» и «после» означают причину и следствие
34. Рав Ашлаг объясняет, что время – это ряд движений формы. Если много чего происходит – тебе интересно, если же ничего не происходит – тебе скучно. Поэтому люди любят смотреть сериалы, в которых постоянно что-то происходит. Тогда время летит. А когда вы читаете книгу Рава Ашлага, не понимаете, вам скучно, читаете 10 минут, а кажется, что целый час.
«Что касается понятия времени в духовном определении, следует понимать, что вся его суть – не что иное, как ощущение движения. Ведь материалистический разум человека воображает какой-либо ряд движения формы, представляя их последовательно одно за другим, и так переводит движение в рамки определённого времени. А если бы человек и всё, окружающее его, находились в полном покое, то нам и вовсе не было бы знакомо понятие времени. И так же в духовности: некоторая сумма новых форм, определяемых как духовные движения, связаны друг с другом как причина и следствие, и они называются временем на духовном уровне. А понятия «до» и «после» всегда означают причину и следствие».
Помните, мы читали: «До сотворения нээцалим был простой Верхний Свет…»? «До» - причина, то есть причина нээцалим – Бесконечный Свет.
Параграф 10. Весь материал, относящийся к нээцалю, - это желание получать, а всё, кроме этого в нём, относится к Маацилю
35. Рав Ашлаг пишет: «Знай, что желание получить в нээцале, которое является сосудом в нём, это – его основной материал. Всё, что есть в нээцале, кроме этого материала – относится к Маацилю».
То есть, единственное, что нам принадлежит – это наше желание, всё остальное – это Свет. Желание быть уважаемым, успешным, богатым, любимым – это твоё желание, это сосуд. А уважение, успех, богатство, любовь – это Свет (относительно желания). Это важно знать: всё, что зависит от тебя – желать и действовать, а всё остальное распространяется от Творца. Если ты не получил желаемое – значит ты недостаточно трудился. Это закон.
Желание получить – это первичная форма каждой сущности, и первичную форму мы определяем как материал, потому что суть непостижима
36. Суть для нас непостижима, она глубже всех наших представлений. Рав Ашлаг объясняет: «Хотя желание получать и понимается как проявление и форма сущности, но как можно воспринимать его как материал сущности? Ведь желание получить – нематериальная форма? Но это так, и даже в тех объектах, которые нас окружают. Первичную форму сущности мы называем первичным материалом этой сущности, потому что у нас нет представления и восприятия самого материала, мы представляем только форму, но не её материал – желание получить. Все наши пять органов чувств не готовы к этому, так как зрение, слух, обоняние, вкус и осязание передают в мозг для обработки лишь сигналы, отражающие определённые качества разных сущностей, приобретающих форму только через призму наших органов чувств».
То есть, то, что мы видим – это какое-то отражение, даже запах или ощущение твёрдости предмета. Но Рав Ашлаг видел истинную суть вещей. Поэтому, изучая мудрость каббалы, нужно иметь «эмунат хахаим», уверенность в том, что мудрецы знали то, о чём писали, они ничего не выдумывали. Такие сложные вещи просто невозможно придумать.
«Например, если возьмём атомы, которые микроскопично малы, первичные элементы какой-либо сущности, выделенные в химическом процессе, то даже они – только набор неких качеств, представляющихся нашим глазам с точки зрения того, как они служат нашей цели в проявлении желания получить и быть полученным. И мы находим, что по такому принципу действий можно во всех разновидностях форм выделить эти атомы, вплоть до первичного материала этой сущности, но и тогда они, хоть уже и не будут формой, а только силой этой сущности, но и это – не материал. Получается, что и в физическом мире у нас нет другой возможности понять первичный материал, кроме предположения, что первичная форма является первичным материалом, содержащим все остальные случаи и формы, исходящие из неё. И тем более это так в Верхних мирах, ведь ничего из ощущаемого и представляемого нашими органами чувств не действует там».
Между атомами есть сила, которая объединяет их вместе. Эта сила – желание получить, как объяснял Рав Берг.
Мы не будем изучать вопросы и ответы, которые Рав Ашлаг подготовил в конце Части 1. Предлагаю вам самостоятельно читать вопросы и отвечать на них.
Мы закончили изучение Части 1 Талмуда 10 сфирот.